## ## ####
Одной строкой:


Переговоры руководителя Россельхознадзора С. Данкверта и П. Хенриксена, руководителя ветеринарной службы Дании.

Новости / В России  •  Опубликовано 20.04.2012  •  1139 просмотров
Переговоры руководителя Россельхознадзора С. Данкверта и П. Хенриксена, руководителя ветеринарной службы Дании.В рамках XX Московского международного ветеринарного Конгресса состоялась встреча Пера Хенриксена, руководителя ветеринарной службы Дании, и Сергея Данкверта. Стороны высоко оценили сотрудничество между российской и датской ветеринарной службами, обратив особое внимание на то, что председательство Дании в текущем году в Евросоюзе представляет ей существенные возможности для решения ряда назревших проблем. В числе их – проблемы в области ветеринарии, в частности, по усовершенствованию общеевропейской системы обеспечения биологической, продовольственной и продуктовой безопасности.

Сергей Данкверт, отметил, что, к сожалению, в отношении пищевой продукции, экспортируемой странами Евросоюза на российский рынок, преобладает декларативность, тогда как ветеринарная служба Генерального директората Еврокомиссии по здравоохранению и правам потребителя практически работает сама на себя, не обеспечивая интересов стран-импортеров продукции, производимой в странах Европы. При этом сложилось странное положение, когда Евросоюз централизованно контролирует безопасность импортируемой пищевой продукции, оставляя безопасность экспортируемой продукции в компетенции стран-поставщиков. В настоящее время, в связи с образованием Таможенного союза и вступлением России в ВТО, настало время пересмотра отношений в области обеспечения безопасности продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору, при импортно-экспортных операциях.

В течение последних лет Россия предприняла большие усилия для гармонизации норм и подходов с законодательством Евросоюза. Вместе с тем, с 2004 года Евросоюз практически ничего не делает для открытия доступа России на продовольственные рынки европейских стран. Сложился диспаритет, в результате которого экспорт пищевой продукции из Евросоюза в Россию на порядок превышает ее импорт. Евросоюз явно не заинтересован в открытии российским мясо- и молокоперерабатывающим предприятиям доступа на свой рынок. В то же время, интересы Евросоюза как поставщика продукции на российский рынок, никогда не ущемлялись. В настоящее время, в соответствии с положением ВТО, Россельхознадзору и компетентным службам других стран Таможенного союза предстоит заново оценить эффективность работы ветеринарных служб стран-поставщиков по обеспечению безопасности продукции, и по действенности предоставляемых ими гарантий в отношении предприятий, производящих такую продукцию. Уже сейчас, принимая во внимание результаты ранее проведенных инспекций и итоги лабораторного мониторинга продукции на безопасность, можно быть уверенными, что число предприятий, обладающих правом поставки поднадзорной продукции на рынок Таможенного союза, неизбежно сократится.

Пер Хенриксен согласился, что в Еврокомиссии есть свои проблемы, и основная из них – поиск решений, которые были бы одобрены всеми 27 странами-участницами Евросоюза. Учитывая председательство Дании в Евросоюзе, будут приложены все необходимые усилия для улучшения отношений между Евросоюзом и Таможенным союзом в области ветеринарного надзора. В частности, отметил Пер Хенриксен, необходимо, чтобы Еврокомиссия аттестовало мясоперерабатывающие предприятия в Калининградской области для поставки продукции в страны Евросоюза. В области двусторонних российско-датских отношений Пер Хенриксен особо отметил, что сложилась наиболее работоспособная модель, которая предусматривает тесное и конструктивное взаимодействие национального бизнеса, как с одной, так и с другой стороны, так и делового сообщества в лице отраслевых союзов и ассоциаций. Такая модель позволяет оперативнее и полнее доводить требования государственных органов до операторов рынка, и в конечном итоге способствует повышению уровня безопасности как производства, так и сырья и конечной продукции. Диалог с отраслевыми деловыми объединениями строится на принципах прозрачности и открытости. В качестве примера Пер Хенриксен привел случай, когда в продукции одного из датских предприятий были выявлены сальмонеллы. Государственные ветеринарные врачи совместно с представителями предприятия создали совместный план действий по решению проблемы.

Пер Хенриксен обратился к Сергею Данкверту с просьбой организовать российско-датскую рабочую группу по вопросам ветеринарии.
Сергей Данкверт заметил, что создание такой группы имело бы несомненное позитивное значение, отметив, что такая группа должна была бы создана для решения оперативных вопросов, возникающих между Россельхознадзором и Еврокомиссией. Сама же Еврокомиссия не приветствует создания таких рабочих групп Россельхознадзором с ветеринарными службами отдельных стран-поставщиков. Впрочем, заметил Сергей Данкверт, как показали переговоры с Евросоюзом, в Еврокомиссии прекрасно знают все требования законодательства Таможенного союза по безопасности пищевой продукции. Он также заметил, что ветеринарная служба Дании занимает конструктивную позицию, отвечая за национальный бизнес, тогда как на уровне Еврокомиссии такой ответственности не наблюдается. В этой связи он отметил, что успехи государственного регулирования, в частности в области ветеринарии, зависят от меры ответственности каждого отдельного чиновника. К сожалению, в общеевропейской ветеринарной службе вертикаль ответственности отсутствует. Возможно, именно с этим связано нежелание Еврокомиссии работать с объединениями производителей, экспортеров и импортеров поднадзорной продукции. При этом игнорируется то обстоятельство, что отраслевые союзы и ассоциации представляют интересы наиболее активных участников рынка.

Пер Хенриксен заметил, что создание рабочей группы по вопросам ветеринарии между Россельхознадзором и Еврокомиссией ему представляется необходимым. При этом он вновь обратился к Сергею Данкверту с просьбой о создании российско-датской рабочей группы.
Сергей Данкверт ответил, что он проведет консультации по созданию такой группы. Далее он поинтересовался особенностями перемещения живых животных по территории Евросоюза, принимая во внимание то обстоятельство, что такие страны, как Болгария и Румыния являются стационарно неблагополучными по ряду заболеваний животных, включая классическую чуму свиней.
Пер Хенриксен пояснил, что ограничения на перемещение животных принимаются лишь в случае вспышек опасных заболеваний, таких, как ящур. Поэтому теоретически свиньи из Болгарии или Румынии могут поставляться в другие страны, но в Данию они не ввозились. Более того, заметил он, датские бойни приняли решение не принимать на убой животных из других стран Евросоюза. Отвечая на вопрос Сергея Данкверта, Пер Хенриксен отметил, что в случае нелегального завоза животных в Данию дело будет расследоваться полицией, животные будут уничтожены, а виновные предстанут перед судом.
Пер Хенриксен также остановился на мерах по усовершенствованию системы контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой ветеринарной службой Дании. В частности, создана закрытая система «ферма – бойня», позволяющая резко сократить возможные риски. Пер Хенриксен пригласил Сергея Данкверта посетить Данию для детального ознакомления с работой ветеринарной службы в целом, и новой системы в частности.
Сергей Данкверт заметил, что изучение опыта работы ветеринарной службы Дании будет представлять несомненный интерес и для него, и для сотрудников управления ветеринарного надзора Россельхознадзора.

Отвечая на вопрос Сергея Данкверта относительно рисков, связанных с распространением на территории Европы заболевания животных, вызываемого вирусом Шмалленберг, Пер Хенриксен заметил, что на территории страны проводится мониторинг на наличие вируса.
К настоящему времени вирус выявлен в организме кровососущего насекомого, пойманного на расстоянии 1 км от датско-германской границы. У животных, несмотря на массовую проверку на бойнях, вирус Шмалленберг в Дании не выявлялся.
На предложение Сергея Данкверта о расширении исследований, связанных с вирусом Шмалленберг, в том числе не только на жвачных животных, но и на супоросных свиноматках и беременных самках приматов, Пер Хенриксен заметил, что он намерен поставить этот вопрос перед соответствующими службами Еврокомиссии.
Сергей Данкверт заметил, что такие исследования абсолютно необходимы, учитывая что это заболевание возникло впервые, и существующие данные абсолютно недостаточны для точной и полной оценки существующих рисков.
Пер Хенриксен заметил, что правительство Дании осознает серьезность угрозы и создало условия для проведения бесплатной диагностики заболевания. Вместе с тем, он отметил, что ограничений на перемещение животных из пораженных зон на территории Европы нет. Ветеринарная служба Дании в сложившихся условиях обратилась с рекомендацией к фермерам воздержаться от ввоза животных из других стран Евросоюза.

Сергей Данкверт заверил Пера Хенриксена в готовности российских ученых принять участие в исследованиях по изучению заболевания, вызываемого вирусом Шмалленберг и высоко оценил развитие российско-датских отношений в области ветеринарии, что позволило перевести оперативное взаимодействие между Россельхознадзором и ветеринарной службой Дании на высокий уровень доверия.По данным Россельхознадзора.
Еженедельный мониторинг стоимости свинины в живом весе (на 17.11.2015)
Регион РФ Цена, руб./кг Изм. в руб.
Курская область 94.00 0,00
Белгородская область 93,0 0,00
Воронежская область 95.00 0,00
Пензенская область 98.00 0,00
Республика Мордовия 104,00 0,00
Республика Татарстан 105,00 0,00