## ## ####
Одной строкой:


Зерновой союз предупредил о последствиях негласного эмбарго на экспорт

Новости / В России  •  Опубликовано 25.12.2014  •  462 просмотров
Зерновой союз предупредил о последствиях негласного эмбарго на экспортПравление Российского зернового союза направило обращение премьер-министру России Дмитрию Медведеву. Под документом стоит подпись председателя правления Аркадия Злочевского. Напомним, что на фоне высокого урожая зерновых правительство предпринимает попытки или ограничить экспорт зерна, или вовсе запретить его. «Крестьянские Ведомости»и опубликовали этот важный документ.
Председателю правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву

Об ограничениях экспорта зерна
В текущем году в России собрано почти 104 млн. тонн зерновых культур, что является вторым за постсоветскую историю валовым сбором зерна, что гарантирует национальную продовольственную безопасность в обеспечении зерном и хлебопродуктами.
В условиях достаточно стабильного внутреннего потребления (в пределах 70 млн. тонн) для обеспечения доходности зернопроизводителей, что является основой проведения технологической модернизации отрасли, и стимулирования эффективного и конкурентоспособного производства, с рынка должно быть изъято (за счет экспорта и интервенционных закупок) не менее 30-34 млн. тонн зерна.
Наиболее эффективным способом санации рынка и минимизации бюджетных расходов на эти цели являются поставки зерна на внешние рынки. В настоящее время на экспорт уже отгружено около 20 млн. тонн зерна нового урожая, что позволило зернопроизводителям получить дополнительные доходы, а в экономику России поступило порядка 5 млрд. долларов США, что оказывает положительное влияние на внешнеторговый баланс страны.

Вместе с тем, в последние дни введены ограничения на экспорт зерна. Так, по информации участников рынка, Россельхознадзор прекратил выдачу фитосанитарных и ветеринарных сертификатов на экспортируемое зерно, а ОАО «РЖД» 17 декабря 2014 года направило телеграмму о прекращении всеми дорогами всех отгрузок зерна на экспорт «в связи с не обеспечением выгрузки приемки вагонов с зерном грузополучателями», хотя на этом основании можно остановить большую часть всех железнодорожных перевозок по стране. Теперь рынком ожидаются и возможные ограничения автомобильных перевозок зерна.
Обращает на себя внимание, что принятие этих решений прошло без публичного обсуждения с представителями отраслевого сообщества, что противоречит заявляемой государством политике открытости принятия решений и, видимо, свидетельствует об отсутствии объективных оснований для таких ограничений.
По нашему мнению, эти действия являются «скоординированными» и направленными на прекращение экспорта зерна, что связано с попытками остановить рост цен на зерно, вызванный глубоким падением рубля, которое, видимо, прогнозируется и в дальнейшем, сохраняя внешне декларируемую политику отказа от ограничений агропродовольственного экспорта.
Непрозрачность принятых решений, по нашему мнению, не обеспечит реальный позитивный результат для потребителей, дает неверные сигналы зернопроизводителям и несет в себе весьма существенные риски, в том числе:
  • сокращение поступлений средств сельхозпроизводителям от реализации зерна ограничит возможности проведения ярового сева и снизит заинтересованность зернопроизводителей, не только к росту, но и вообще к производству зерна. Ситуация усугубляется прогнозируемым резким увеличением стоимости кредитных ресурсов, ростом издержек из-за падения рубля (по оценкам зернопроизводителей, прошедших глубокую технологическую модернизацию рост издержек ярового сева уже сегодня оценивается в 25-30% к прошлому году), вполне очевидным прекращением авансирования весеннего сева поставками ресурсов в условиях малой доступности кредитных ресурсов. Учитывая, что рынок воспринимает происходящее как государственную политику в отношении зернового сектора можно прогнозировать полную утрату им инвестиционной привлекательности для частных инвестиций, что приведет к сворачиванию процессов технологической модернизации отрасли;
  • утрату доверия к России, как к надежному поставщику зерна на мировой рынок, в том числе ключевых импортеров российского зерна –Турции, Египта и Ирана, которое не сможет быть восстановлено, учитывая эмбарго 2010-2011 годов;
  • фактически будут дезавуированы заявления России о готовности стать гарантом стабильности поставок зерна, крупного и прогнозируемого участника мировой торговли;
  • спровоцирован рост мировых цен на зерно, который нанесет ущерб интересам продовольственного обеспечения населения развивающихся стран и вызовет волну обвинений, как в 2010 году, о дестабилизации Россией мирового рынка зерна;
  • добровольную «сдачу» своего сегмента рынка, завоеванного Россией практически без поддержки со стороны государства, странам - конкурентам России – США, Австралии, Канаде, ЕС, Украине, Польше, Литве, Болгарии;
  • неисполнение обязательств по уже заключенным экспортным контрактам. При этом в отличии от 2010 года оно не может быть отнесено к обстоятельствам форс-мажора и начнется массовое банкротство участников рынка зерна, в первую очередь из числа представителей малого и среднего бизнеса;
  • непрозрачность принятых решений ведет к резкому росту рисков коррупционных отношений и расширения теневого сектора экономики на рынке зерна.

В результате вполне реальна ситуация сокращения площадей ярового сева и перехода к упрощенным технологиям, что неизбежно приведет к сокращению производства зерна в 2015 году, долгосрочной стагнации зернового производства и росту зависимости валовых сборов от климатических условий, увеличению рисков возврата России на мировой рынок как импортера зерна.
Правление Российского Зернового Союза считает, что реализуемые непрозрачные и несбалансированные ограничительные меры, не оформленные должным правовым образом находятся в противоречии с долгосрочными интересами развития российского агропродовольственного сектора и решению задач национальной продовольственной безопасности.

По поручению правления Российского зернового союза, председатель правления А.Л. Злочевский
Еженедельный мониторинг стоимости свинины в живом весе (на 17.11.2015)
Регион РФ Цена, руб./кг Изм. в руб.
Курская область 94.00 0,00
Белгородская область 93,0 0,00
Воронежская область 95.00 0,00
Пензенская область 98.00 0,00
Республика Мордовия 104,00 0,00
Республика Татарстан 105,00 0,00