В мире / Наука & практика  •  Опубликовано 10.06.2015  •  375 просмотров
Американские ученые видят будущее сельского хозяйства в генетически модифицированных растенияхАмериканские ученые видят будущее сельского хозяйства в генетически модифицированных растениях. Они требуют смягчить законодательство, ограничивающее использование биотехнологий в селекции, ссылаясь на возможность получения более жизнеспособных и продуктивных видов.
Грядущие угрозы глобального изменения климата и роста населения Земли уже сейчас ставят перед учеными задачи изменения структуры потребления общества. В первую очередь это касается производства продуктов питания, и эту проблему, по их мнению, вполне можно решить уже сейчас.
Ученые из Университета Калифорнии во главе с Ниной Федорофф, советником госсекретаря США Хиллари Клинтон, видят будущие перспективы в широком использовании биотехнологий и генной инженерии в интересах сельскохозяйственного производства. Их сообщение публикует Science.
Группа авторитетных ученых считает, что в мире назрела «критическая необходимость преодолеть популярные предрассудки против использования биотехнологий в сельском хозяйстве».
Кроме того, они видят ключ к дальнейшему развитию производства продуктов питания в культивировании аквакультуры (выращивания пищи в водной среде), а также в развитии засушливых и солончаковых земель.

Ученые считают, что промышленная деятельность человека, ведущая к изменению климата, неизбежно влияет и на здоровье людей. В подтверждение они упоминают жаркое лето 2003 года в Европе. Тогда средняя летняя температура воздуха превысила норму на 3,5 градуса, а смертность выросла на 30–50 тыс. человек. Кроме того, урожай зерновых и фруктов тогда снизился на 20–36% в разных областях.
«Столь разительное снижение урожая тем летом является пока только предзнаменованием грядущих в XXI веке трудностей с производством продуктов питания. Средняя температура на планете продолжает повышаться, а население Земли может вырасти на 3 млрд человек», — считает один из авторов работы, Памела Роналд, калифорнийский фитопатолог (специалист по болезням растений). В ее лаборатории решают проблему создания нового поколения зерновых культур, которые будут устойчивыми к болезням и изменяющимся неблагоприятным условиям окружающей среды (например, излишнему увлажнению).
Она считает, что глобальное потепление может изменить характер болезней зерновых и тип их распространения, а также привести к периодическим наводнениям. С помощью традиционной селекции и генной инженерии ее коллегам удалось создать сорта зерновых, хорошо адаптированных к новым сложным условиям окружающей среды.

В частности, они предложили новый сорт риса для выращивания в Бангладеш и Индии, который более устойчив к наводнениям – частым гостям Индостана. Ежегодно они уничтожают до 4 млн т перспективного урожая – этого хватило бы, чтобы накормить 30 млн человек в обеих странах.
Умная «еда будущего» (а также кормовые культуры и технические растительные волокна) научится лучше усваивать азот из воздуха, меньше загрязнять воду и окружающую среду. Этого планируется достичь за счет отказа от химических удобрений.
Подводя итоги статьи, ученые формулируют несколько рекомендаций администрации США, которые помогут увеличить выпуск сельскохозяйственной продукции и решить проблему голодающих:

— переосмыслить и пересмотреть законодательство, регулирующее и ограничивающее использование генетически модифицированных злаков;

— создать общественный орган (на базе министерства сельского хозяйства США), который займется проверкой безопасности генетически модифицированных злаков;

— интегрировать сельское хозяйство и аквакультуру, чтобы обеспечить стабильное производство зерновых, скота и рыбы;

— развивать зерновые культуры и сельскохозяйственные системы для работы на засушливых и засоленных землях.