Ученые вырастили растение, поглощающее радиацию

Новости / Инновации  •  Опубликовано 19.12.2013  •  670 просмотров
Ученые вырастили растение, поглощающее радиацию Институт цитологии и генетики Сибирского отделения (ИЦиГ СО) РАН выращивает для пострадавшего от радиационного взрыва города Озерск Челябинской области (бывший Челябинск-40) водяной гиацинт. Как отмечают в СО РАН, растение способно поглощать тяжелые металлы и радионуклиды. На производственном объединении «Маяк» в Озерске создавалась первая в СССР плутониевая бомба, а в 1957-м году прогремел Кыштымский взрыв — разрушилась одна из емкостей, в которой хранились высокоактивные отходы. Сейчас в окрестностях города — радиационный заповедник. «Мы разбрасывали гиацинт по радиоактивным прудам, и он великолепно поглощает имеющиеся в воде тяжелые металлы, а также радионуклиды стронция и цезия. В лабораторных условиях нерадиоактивного изотопа стронция может накапливаться до 4,6-4,8 грамма на килограмм сухого веса растений. Это гигантское число», — говорит замдиректор ИЦиГ СО РАН Сергей Вепрев. Способность водяного гиацинта поглощать вредные вещества связана с возможностью всей флоры усваивать калий и кальций. Цезий находится в одной химической группе с первым, а стронций — со вторым. В результате происходит «подмена». Вобравшее в себя вредные вещества растение сжигают. При этом от одной тонны гиацинта остается 15-20 кг золы.

Сибирские ученые научились культивировать водяной гиацинт в условиях оранжерей, сохраняя его зимой, размножать и даже получать семена. «По сути, мы создали фабрику по производству этих растений, и кроме нас никто это толком делать не умеет», — подчеркнул С.Вепрев. Создать питомник растений в Озерске ученым не удалось, так что весной растение отправляют в Челябинскую область на поездах.
Впервые необходимость в очищении водоемов растением появилась в конце 1990-х годов, когда на свинокомплексе «Кудряшовский» под Новосибирском из-за проблем с электроэнергией перестали работать очистные сооружения. Еще один биополигон специалисты сделали для Кривого озера вблизи новосибирского аэропорта Толмачево, где регулярно весной гибла рыба. Причину нашли в противообледенительной жидкости со взлетной полосы. Выяснилось, что водный гиацинт поглощает и этот яд.