Наука & практика / Ветеринария/Зоотехния  •  Опубликовано 19.09.2014  •  1127 просмотров
Здоровье новорожденных поросят: лучшее понимание иммунной реакции на кишечных паразитовПаразитологи из Университета ветеринарной медицины в Вене приблизились к пониманию процесса заболевания новорожденных поросят кокцидиозом. Болезнь поражает поросят в первые дни их жизни и может привести к тяжелой диарее и смерти. Паразиты повреждают слизистую оболочку кишечника до такой степени, что это угрожает росту и выживанию поросят. Исследователи в настоящее время проанализировали иммунный ответ на инфекцию. Полученные результаты были опубликованы в иммунологическом журнале «Parasite».
Кокцидиоз новорожденных поросят является серьезной паразитарной инфекцией, которая наносит серьезный ущерб слизистой оболочке кишечника и приводит к диарее и снижению потребления пищи. Так как инфекция снижает рост животных, вторичные инфекции могут привести к увеличению смертности. Таким образом, болезнь несет ответственность за существенные экономические потери на пострадавших свинофермах.
«Развивающаяся иммунная система новорожденных поросят еще не достаточно зрелая, чтобы иметь дело с паразитами. По этой причине, инфекции, возникающие после рождения в еще ослабленной кишечной ткани, приводят к соответствующим последствиям. Для сравнения, Cystoisospora suisis абсолютно безвредна для взрослых свиней, так как у них зрелая иммунная система», – объясняет ведущий автор Симон Габнер.

Иммунные клетки растут быстрее в кишечнике зараженных поросят, чем у здоровых
Ученые из Института паразитологии в Вене исследовали, как развивается иммунная система поросят и реагирует на инфицирование кокцидиозом. Для целей исследования 25 животных в возрасте трех дней были инфицированы и наблюдались параллельно с 26 здоровыми, не инфицированными животными. Исследователи проанализировали различные иммунные клетки в кишечнике обеих групп в течение первых дней жизни. Высокие уровни так называемых гамма-дельта Т-клеток (тип клеток, который распознает повреждение тканей и активирует иммунную систему) были найдены у зараженных поросят уже через четыре дня после инфекции. Цитотоксические Т-клетки были обнаружены через одиннадцать дней после инфекции. Эти клетки несут ответственность за смерть зараженных клеток и, кажется, имеют иммунологическую функцию памяти в отношении к кокцидиозу новорожденных свиней.
Оба типа Т-клеток были значительно раньше обнаружены у инфицированных поросят, чем у неинфицированных животных. У здоровых поросят Т-клетки начинают оседать в кишечнике примерно с третьей недели жизни.
«До этого мы не знали, какую роль Т-клетки играют в кокцидиозе новорожденных свиней. Теперь мы знаем, в какой момент они появляются в ходе и развитии заболевания. Их точная роль в кишечнике животных, однако, остается неясной», – продолжает Габер. «Кокцидиоз влияет на эпителиальные клетки кишечника и разрушает естественный барьер от болезнетворных микроорганизмов. Это, скорее всего, и вызывает вторичные инфекции. Мы до сих пор не знаем, уменьшают ли Т-клетки общий ущерб для слизистой оболочки кишечника, или, возможно, приводят к повреждению клеток кишечника».

Врожденный иммунитет активируется
Габнер и ее коллеги также исследовали различные рецепторы врожденной иммунной системы поросят, а также сигнальные вещества, которые играют определенную роль в воспалительной реакции. Всего через четыре дня после инфекции исследователи обнаружили повышенную экспрессию определенных рецепторов патогенных и сигнальных молекул, участвующих в воспалительных реакциях в кишечнике зараженных животных. Паразиты, таким образом, вызывают активацию иммунной системы. «Наше исследование показывает, что, возможно, дело в сигнальных путях. Иммунный ответ, возможно, начинается еще раньше. Это то, что необходимо исследовать в будущих работах. Мы на шаг ближе к тому, чтобы лучше понять болезнь», – говорит Габнер.

Материнское молоко является источником защиты
Предыдущие исследования, проведенные исследовательской группой, показали, что защитные антитела против кокцидиоза новорожденных свиней передаются поросятам через молоко свиноматки непосредственно после рождения. Свиноматки, которые были подвержены возбудителям, производят соответствующие антитела, которые могли бы принести пользу поросятам. В последующем изучении исследователи пошли на шаг дальше. Они намеренно инфицировали свиноматок паразитами в течение супоросности с целью повышения уровня антител у их детенышей. Целью было поставить поросятам возможно большее число антител из молока матери в первые дни жизни. Подобная "вакцинация молоком" оказалась успешной. Поросята зараженных свиноматок демонстрировали менее жесткую картину заболевания, чем поросят неинфицированных свиноматок. Чем больше антител свиноматок переходят к поросятам, тем слабее симптомы, проявляемые поросятами.
По материалам ScienceDaily