Микотоксины – загрязнители кормов

Наука & практика / Ветеринария/Зоотехния  •  Опубликовано 06.04.2012  •  2203 просмотров
Микотоксины – это вторичные метаболиты микроскопических грибов (плесеней), оказывающие токсичное воздействие на организм человека и животных. Известно, что данные метаболиты могут выполнять многочисленные функции, направленные на обеспечение выживания микроскопических грибов и их конкурентоспособности в борьбе за место в различных экологических нишах. Микотоксины образуются в цепи последовательных ферментных реакций из относительно небольшого числа химически простых промежуточных продуктов основного метаболизма, таких как ацетат, малонат, мевалонат и аминокислоты.
На сегодня существует более 400 микотоксинов. Более 10000 штаммов, относящихся к 350 видам, продуцируют микотоксины. По степени распространенности в России максимальное значение имеют Т2 токсин, дезоксиниваленол и зеараленон. Наибольшее распространение в Центральном, Поволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном регионах России имеет F.sporotrichiella. Известно, что примерно от 40 до 100% зернофуража, грубых кормов поражены этими видами грибов, образующими Т2 токсин, реже НТ2 токсин.

Причиной развития плесневых грибов может послужить создание благоприятной среды для их роста – оптимальной температуры и влажности. Подобные условия могут быть как в поле, так и в зернохранилищах. Немаловажным является наличие кислорода, как минимум, 1-2%. Исключением является Fusarium moniliforme, который может расти при условиях 60% концентрации углекислого газа и менее чем 0,5% содержания кислорода. Последствиями размножения плесневых грибов в сырье являются:
  • снижение питательности, поскольку поражающие грибы используют питательные вещества для своего собственного роста из кормового сырья;
  • ухудшение вкусовых качеств, в виду того, что заражение зерна некоторыми видами грибов приводит к появлению характерного запаха плесени и неприятного вкуса, снижающих потребление корма;
  • наличие микотоксинов, приводит к ухудшению здоровья и снижению общих зоотехнических показателей животных.

Распределение микотоксинов в продуктах переработки происходит неравномерно, что вызвано их локализацией в определенных частях зерновки. Следовательно, в некоторых отдельных зернопродуктах возможно превышение предельно допустимой концентрации даже при содержании микотоксина в зерне в пределах нормы. Микотоксины могут «маскироваться» в растениях в виде коньюгатов микотоксинов, не обнаруживаемые обычными аналитическими методами, что также увеличивает угрозу их поступления в организм.

Биологическое действие микотоксинов можно оценить следующим образом: поступая в организм животного с кормом, всасываются в желудочно-кишечный тракт, оказывая негативное влияние на клетки, органы, ткани и общее физиологическое состояние. Наиболее восприимчивыми действию микотоксинов являются: молодняк, беременные самки, моногастричные животные. Жвачные животные более устойчивы к микотоксинам по сравнению с моногастричными животными, поскольку микроорганизмы рубца способны инактивировать микотоксины. Микотоксины обладают действием, подавляющим иммунитет, снижают эффективность вакцинации. Низкие и повторяющиеся дозы афлатоксина В1 и Т2 токсина способны у мышей с хорошим иммунным ответом вызвать переход инфекции Toxoplasma gondii в хроническую фазу.

Механизм действия микотоксинов основан:
1. на ингибировании синтеза ДНК, РНК и образование продуктов реакции присоединения (аддуктов) ДНК. Охратоксин А, Т2 токсин подавляют в клетках синтез протеина, ДНК и РНК.
2. на изменении мембранных структур. Микотоксины могут стимулировать липидное переокисление в тканях. Это может быть результатом действия охратоксина А, Т2 токсина, афлатоксина, фумонизина, дезоксиниваленола (ДОНа), зеараленона. Данный эффект микотоксинов во многих случаях вызван ухудшением антиоксидантной защиты организма.
3. на запуске программированной клеточной гибели. Т2 токсин является самым мощным фактором программируемой клеточной смерти – апоптоза. При одновременном поступлении нескольких микотоксинов в организм животного они могут усилить токсическое действие друг друга. Например, взаимодействие между ДОНом и фузаровой кислотой. Фузаровая кислота не токсична для животных даже при очень высоких концентрациях, но ее комбинация с ДОНом является высокотоксичной.

Евгения Басова, к.х.н., специалист по разработке и сопровождению продукции компании «Биоэнергия»