Геномика в свиноводстве

Наука & практика / Технологии & инновации  •  Опубликовано 02.02.2012  •  2162 просмотров
Геномика в свиноводствеГеном содержит информацию в двух формах: генетической и эпигенетической. Если гены – это «план» производства всех белков, то эпигенетическая информация – «инструкции» о том, как, где и когда генетическая информация должна использоваться. Европейская группа устойчивого животноводства (SABRE) опубликовала обзор «Трансформация генома для устойчивого животноводства», в котором раскрываются основные принципы эпигенетики в племенном животноводстве. Эпигенетика – наука о наследственных изменениях в геноме, не затрагивающих последовательности с системе ДНК.

Связь генетики и эпигенетики подобна инь-янь: они отличаются друг от друга, но совместно регулируют жизнедеятельность. Множество биологических свойств могут быть затронуты эпигенетическими механизмами,например, морфология цветов, цвет глаз. В том числе эпигенетика занимается изучением того, каким образом усилить роль человека в животноводстве и производить более экологически чистую продукцию. Эпигенетическое программирование необходимо для развития эмбриона во взрослую особь. Различия в модификации молекулы ДНК (без нарушения генетической последовательности) могут быть использованы для регулирования эпигенетических изменений внутри вида.

Эпигенетические маркеры «ответственны» за разнообразие признаков внутри одной популяции путем взаимодействия генома и окружающей среды. Понять, как эпигенетика может изменять процесс переноса наследственной информации, очень важно для производства качественных продуктов питания, так как позволяет выделять и использовать наиболее устойчивые и полезные признаки.

Анализируя питание, климат и санитарные условия, эпигенетика позволяет определить влияние генома и окружающей среды на фенотипические изменения (напоминаем, что под фенотипом подразумеваются все признаки организма, тогда как генотип – совокупность всех генов того же организма). Тем самым можно достигнуть новых рубежей в содержании животных для более экологически чистого и здорового производства.

Эпигенетика в свиноводстве

Кормление животных метилированно дополненной диетой влияет на эпигенетические изменения ДНК в тканях-мишенях (печень, мышцы) и генную регуляцию инсулиноподобного фактора роста. Когда супоросным свиноматкам предлагалась такая диета, значительно улучшался рост плода на поздних этапах. Последствия такой диеты проявились в начале полового созревания молодняка

Наследование

Гены Кишечных Функций
Пары гомозиготных близнецов или клонированных животных обеспечивают соответствующую экспериментальную модель для предварительной оценки глобальных эпигенетических изменений генетически идентичных животных. Состав генома ДНК, содержащего метилированные лейкоциты, показывает эпигенетические различия между генотипами близнецов, и более высокую изменчивость между генотипами клонов. Неожиданный диапазон от 4,4 процента до 6,9 процента содержания метилированного ДНК был обнаружен между здоровыми клонами взрослых особей крупного рогатого скота (из того же генотипа). Это демонстрирует высокую гибкость уровня метилирования ДНК, связанную с функциональным перепрограммированием данного генома здоровым взрослым.
Когда хряков, которых кормили исключительно метил-дополненной диетой, скрестили с контрольной свиноматкой, их потомство сохранило высокий уровень метилирования ДНК, что отразилось в увеличении объема жира и мышечной массы лопаточной области. Это говорит о наследовании отцовских признаков, усиленных кормлением.
Проделать данную работу необходимо прежде, чем изучать сложные механизмы взаимного влияния отдельных генотипов и эпигенотипов на содержание животных (диета, отъем, условия размножения) и для более прибыльной и устойчивой системы ведения сельского хозяйства в дальнейшем.
Александр Мельников, к.б.н., специалист по генетике