Наука & практика / Технологии & инновации  •  Опубликовано 20.01.2012  •  1800 просмотров
Химическая чувствительность кишечника: интеграция питания и обмена веществ у продуктивных животныхИзучение особенностей функционирования пищеварительной системы продуктивных животных необходимо для более полного использования ресурсов питательных компонентов кормов и их правильного сочетания. Одной из последних инноваций в этой области является открытие химической чувствительности кишечника («Gut chemosensing») учеными компании «Lucta». Несмотря на очевидность физиологических реакций, вызываемых химическим составом пищи уже в процессе глотания – в том числе выделение секрета и активацию моторики кишечника – ученые только начинают раскрывать механизм, с помощью которого кишечник распознает питательные вещества и другие химические соединения. Последние исследования доказывают, что кишечник снабжен рецепторами, связанными с сигнальными путями, определяющими вкусовое восприятие.

Рецепторы кишечника в ответ на поступление питательных веществ и других соединений, активизируют кишечные афферентные нервы и слизистую оболочку клетки и, таким образом, контролируют функционирование кишечника. То есть химическая чувствительность кишечника отвечает за генерирование и передачу информации в мозг и остальные части тела о происходящем в кишечнике посредством желудочно-кишечного тракта.
Также немаловажную роль в исследовании пищеварения животных исследование, доказывающее распознавание вкуса умами (т.н. «приятный пряный вкус» который в Японии называют «пятым базовым вкусом» наряду с горьким, солеными, сладким и кислым) языком овцы, проведенное группой ученых из США и Испании (Жуаном Виллальба (Juan Villalba, Utah State University, USA), Игнасио Ипаракьерро (Ignacio Ipharraguerre, Lucta SA, Spain) и Алексом Бах (Álex Bach, ICREA, Spain).

Овцы, которым давали пищу с разными усилителями вкуса, не съедали весь объем целиком во время подачи корма, а ели более мелкими порциями в течение дня. Данное открытие позволяет управлять пищевым поведением животных. Как правило, в кормлении мелкого рогатого скота используется только один вид усилителей вкуса корма. Ученые считают такой подход неправильным и сравнивают его с тем, как если бы люди ели только гамбургеры и только один их вид каждый день. Молодняку овец давался выбор: привычный корм, корм с подсластителями, с добавлением горьких ароматизаторов и пряного вкуса. Все виды корма, которые использовались в исследовании, имели одинаковую питательную ценность, однако пищеварительное поведение животных было различным, так как запахи для овец обозначают содержание различных элементов.

Горечь, например, обозначает для животных наличие в корме токсичных растений, сладость сигнализирует, что корм высококалорийный, а умами – корм с высоким содержанием протеина. Овцы на доращивании неохотно ели корм с горьким вкусом и со вкусом пряностей. Предыдущие исследования, в которых сравнивается корм без усилителей вкуса вовсе и с подсластителями демонстрируют, что овцы предпочитают сладкий корм, а в данном эксперименте корм с подсластителями не оказался для овец предпочтительным. Однако это не говорит о том, что животным не нравится сладкий вкус, скорее то, что умами им нравится больше: для растущего организма белок оказался важнее калорий.

Предложение нескольких вариантов корма одновременно заставило овец есть на протяжении всего дня, в то время как при применении обычного корма, без усилителей вкуса, животные съедают много в начале каждого периода кормления. Для лучшего потребления корма важен также показатель кислотности: корм должен быть pH-сбалансирован, так как повышенное содержание кислоты может привести к повреждению рубца и абсцессу печени. Итак, по результатам исследования, опубликованного в Journal of Animal Science, дробное потребление пищи приводит к более эффективному усваиванию питательных веществ. Ученые подчеркивают, что усилитель вкуса никак не меняет питательные свойства корма, он просто вызывает у животных чувство насыщения.

Химическая чувствительность кишечника: интеграция питания и обмена веществ у продуктивных животныхТо, что язык свиньи различает вкус умами, стало известно немного раньше. Теперь компания, которая сделала это – представила результаты экспериментов, доказывающих, что и в кишечнике свиньи присутствуют рецепторы умами. Их численность зависит от таких факторов как определенная область кишечника, возраст, диета и возраст отъема.
Химическая чувствительность кишечника на молекулярном уровне очень похожа на ту, которая отвечает за вкусовое восприятие. То есть вкусовые рецепторы и другие клеточные компоненты, расположенные вниз по ходу сигнальных путей нервной системы, присутствуют в кишечнике точно так же, как заложенные во вкусовых центрах.

Однако схема их работы несколько иная. Например, активация «умами»-рецепторов кишечника приводит к освобождению регуляторных пептидов эндокринных клеток, расположенных в слизистой кишечника. Это уникальная особенность кишечной химической системы. Важно отметить, что она, по-видимому, состоит из рецепторов и сигнальных элементов, которые не встречаются во вкусовых клетках и, следовательно, не активны при вкусовом восприятии. То есть химическая чувствительность кишечника является более широким понятием, чем вкусовое восприятие. Прогрессом является понимание учеными кишечной сенсорики.

В человеческой медицине и фармакологии, возможности кишечной химической чувствительности привлекают значительное внимание своим потенциалом, именно эта область важна при разработке новых методов лечения таких патологий, как краткосрочные кишечные заболевания, сахарный диабет или ожирение, например. Для повышения эффективности животноводства это благоприятная возможность для развития особых технологий, в частности, способствующих улучшению целостности кишечника или управлению рационом в критические моменты. Однако необходимо проводить значительно больше исследований.
Дмитрий Романов, начальник отдела РиВРК (разработок и внедрения рационов кормления) ООО «УК «Биоэнергия». Кандидат ветеринарных наук, специалист по свиноводству