## ## ####
Одной строкой:


Сделки, контролируемые государством

Бизнес / Право  •  Опубликовано 18.06.2012  •  6649 просмотров
Сделки, контролируемые государствомВ данной статье я постараюсь рассказать о том, какие сделки теперь подпадают под ценовой контроль налоговых органов, как определяется взаимозависимость сторон и какими могут быть последствия ценового контроля.

Соотношение контроля за ценами и взаимозависимости сторон сделки

Сделки, контролируемые государствомС 1 января 2012 года понятие «контролируемые сделки» определяется в статье 105.14 Налогового кодекса. Во-первых, контролю подлежат два вида сделок: это сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки, перечень которых установлен в пункте вышеназванной статьи. Цены, применяемые в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, автоматически признаются, то есть налоговые органы их не проверяют и документацию по таким сделкам в целях контроля за ценами запрашивать не вправе. Во-вторых, контролируемой считается не любая сделка между взаимозависимыми лицами, а лишь отвечающая определенным условиям, названным в пунктах 2 и 3 статьи 105.14 НК (см. схему А).

В-третьих, пункт 4 статьи 105.14 НК предусматривает два исключения: это сделки, которые формально могут отвечать условиям, при которых они должны быть отнесены к контролируемым, но тем не менее они не подлежат ценовому контролю в силу прямого указания закона (см. схему В).

Сделки, контролируемые государством
Таким образом, чтобы разобраться в том, является ли конкретная сделка контролируемой, необходимо сначала определить, считаются ли ее стороны
взаимозависимыми лицами и относится ли она к сделкам, которые приравнены к заключенным между взаимозависимыми лицами. Если сделка заключена между взаимозависимыми лицами или прирав нена к таковым, то далее следует проверить, отвечает ли она дополнительным условиям отнесения к контролируемым и не подпадает ли под исключения.
Необходимо учитывать, что суд по заявлению ФНС России может признать сделку контролируемой, даже если она формально не отвечает признакам, установленным в Налоговом кодексе, однако есть достаточные основания полагать, что она является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ). Имеется в виду ситуация, когда сделка, которая отвечала бы признакам контролируемой, была искусственно лишена этих признаков через схему заключения «вспомогательных» сделок.

Взаимозависимость сторон сделки

Нетрудно заметить, что одним из важнейших понятий для определения контролируемых сделок является взаимозависимость сторон сделок. Взаимозависимость – это особенности отношений между лицами, которые могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) результаты деятельности этих лиц или деятельности лиц, которых они представляют.

Виды взаимозависимости. Перечень оснований взаимозависимости прямо указан в законе и раскрыт в пункте 2 статьи 105.1 Налогового кодекса. Кроме того, у судов, как и раньше, осталось право признать факт взаимозависимости по иным основаниям. А также появилась новая возможность налогоплательщиков – самостоятельно признать себя взаимозависимыми лицами по иным основаниям (п. 6 ст. 105.1 НК РФ). Это может иметь смысл в тех случаях, когда очевидно, что отношения между контрагентами оказывают влияние на условия и результаты сделок между ними, и хотя соответствующие отношения между контрагентами не поименованы, в перечне оснований взаимозависимости факт взаимозависимости может установить суд. Чтобы избежать возможных штрафных санкций, в такой ситуации сторонам сделки целесообразнее признать свою взаимозависимость самостоятельно и при налогообложении исходить из того, что сделка является контролируемой.

Взаимозависимость в силу прямого указания в законе. Пункт 2 статьи 105.1 Налогового кодекса содержит 11 оснований взаимозависимости. Их можно условно разделить на три группы: взаимозависимость в силу прямого или косвенного участия в компании, взаимозависимость через воздействие на исполнительные органы компании и взаимозависимость между физическими лицами. Перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми по этим трем основаниям, приведен в таблице 1.

Сделки, контролируемые государствомПорядок определения доли участия в компании. В целях установления факта взаимозависимости доля участия одной компании в другой определяется в виде суммы долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации (доли выражаются в процентах). Что такое доля прямого участия, понятно, а порядок расчета доли косвенного участия установлен в пункте 3 статьи 105.2 Налогового кодекса.

Сделка относится к контролируемой: последствия для налогообложения

Итак, сделка отвечает признакам контролируемой. Каковы последствия этого факта для исчисления налогов?

Исчисление налогов. Если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются либо устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются у него для целей налогообложения (п. 1 ст. 105.3 НКРФ). Определение таких доходов (прибыли, выручки) – исключительная компетенция ФНС России, а
не любой территориальной инспекции, и в этих целях ФНС России будет проводить специальные проверки – «полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами». Другими словами, налоги по таким сделкам исчисляются исходя не из реальной, а из рыночной цены, если реальная цена отличается от рыночной и это отличие приводит к уменьшению налоговой базы.

Такие последствия заключения сделки между взаимозависимыми лицами касаются лишь четырех налогов: налога на прибыль, НДС (но лишь в случае, если одна из сторон сделки не уплачивает НДС по основаниям, установленным Налоговым кодексом), налога на доходы физических лиц (только
по предпринимательской и аналогичной деятельности – ст. 227 НК РФ) и налога на добычу полезных ископаемых (при соблюдении ряда некоторых
условий).

Обычные «взаимозависимые» сделки вне контроля

Нельзя не заметить, что в статье 105.3 Налогового кодекса речь идет не о контролируемых сделках, а о сделках между взаимозависимыми лицами, понятие которых гораздо шире контролируемых. Однако из других норм раздела V. 1 Налогового кодекса следует, что в статье 105.3 все-таки имеются в виду лишь контролируемые сделки. Дело в том, что налоговые органы не могут доначислить компании налоги на основании статьи 105.3 Налогового кодекса без проведения специальной налоговой проверки ФНС России, которая, в свою очередь, может быть назначена и проведена только при наличии именно контролируемых сделок, а не любых сделок между взаимозависимыми лицами. Из пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса следует, что для проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами у ФНС
России имеется только три основания. Во-первых, это уведомление самого налогоплательщика об имевшихся у него контролируемых сделках. Во-вторых, поступившее от территориальной налоговой инспекции извещение о том, что в ходе обычной камеральной или выездной налоговой проверки она обнаружила у налогоплательщика факты совершения контролируемых сделок, о которых он не сообщил. В-третьих, это выявление контролируемой сделки непосредственно самой Федеральной налоговой службой в ходе проведения повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, проводившего первичную проверку. Совершенно очевидно, что в любом случае основанием для проведения соответствующей проверки может быть только информация о контролируемых сделках, а не просто информация о сделках между взаимозависимыми лицами. Следовательно, основания для проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, если эти сделки не относятся к контролируемым, у налоговых органов отсутствуют, и доначислить по таким сделкам налоги, руководствуясь статьей 105. 3 Налогового кодекса, налоговые органы не вправе.

Вопрос: Если компания не сообщит в ФНС России о контролируемых сделках или представит недостоверные данные, какая ей грозит ответственность?

Ответственность за это невелика – штраф в размере 5 тыс. рублей (ст. 129.4 НК РФ). Важнее то, что несообщение о таких сделках не исключает их проверку. Если инспекция в процессе обычной налоговой проверки обнаружит факты совершения контролируемых сделок, о которых налогоплательщик ей не сообщил, то она самостоятельно известит об этом ФНС России, и это тоже будет основанием для проверки данных сделок (п. 6 ст. 105.16., п. 1 ст. 105.17 НКРФ).

Исключения из общего правила

Существует ряд сделок, по которым цены для целей налогообложения автоматически признаются рыночными, даже если эти сделки формально относятся к контролируемым. Это означает, что по таким сделкам налоговый орган не вправе проводить особые проверки, посвященные контролю за ценами.

Во-первых, к таким исключениям относятся сделки, в которых цены применяются в соответствии с предписаниями антимонопольных органов (п. 8
ст. 105.3 НК РФ). Цены по таким сделкам признаются рыночными с учетом особенностей, установленных статьей 105.4 Налогового кодекса.

Во-вторых, цена сделки признается рыночной, если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранного государства (п. 9 ст. 105.3 НКРФ).

В-третьих, рыночной признается цена сделки, которая определена оценщиком в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности,
если по закону при совершении такой сделки проведение оценки обязательно (п. 10 ст. 105.3 НКРФ).

В-четвертых, рыночной признается цена сделки, если она определена в соответствии с соглашением о ценообразовании (п. 11 ст. 105.3 НК РФ).

Такие соглашения с ФНС России могут заключать крупнейшие налогоплательщики в отношении конкретных видов или перечней сделок (гл. 14.6 НКРФ).

Презумпция рыночной цены

Пока налоговый орган не доказал обратное, цена товаров (работ, услуг), которая используется сторонами контролируемой сделки, считается соответствующей рыночным ценам, и стороны сделки вправе определять налоговые последствия сделки исходя из цены этой сделки (п. 3 ст. 105.3 НК РФ). Однако налогоплательщик может самостоятельно сравнить цену сделки с интервалом рыночных цен с помощью тех же методов, указанных в главе 14.3 Налогового кодекса, и провести корректировку налогов (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). Этот вариант предпочтительнее для налогоплательщика, чем доначисления, сделанные налоговым органом. Если отклонения от коммерческих или финансовых условий сопоставимых сделок установит налоговый орган, то компании кроме самих налоговых доначислений и пеней грозит также специальная ответственность по статье 129.3 НК РФ, по которой размер штрафа весьма серьезен.
Александра Сергеева, юрисконсульт ООО «УК «Биоэнергия»
Еженедельный мониторинг стоимости свинины в живом весе (на 17.11.2015)
Регион РФ Цена, руб./кг Изм. в руб.
Курская область 94.00 0,00
Белгородская область 93,0 0,00
Воронежская область 95.00 0,00
Пензенская область 98.00 0,00
Республика Мордовия 104,00 0,00
Республика Татарстан 105,00 0,00