## ## ####
Одной строкой:


Участие «компаний-однодневок» в оптимизации налоговых расходов

Бизнес / Право  •  Опубликовано 05.10.2011  •  4378 просмотров
Участие «компаний-однодневок» в оптимизации налоговых расходовРоссийским налогоплательщикам очень часто приходится слышать о таком понятии, как «фирма-однодневка» (или просто «однодневка»): одни говорят об этом с предостережением, другие – с нескрываемым притворством, третьи – со страхом в голосе, некоторые налоговые инспекции называют их «корнем зла». В любом случае данное понятие всегда вызывало и продолжает вызывать в сфере бизнеса большой интерес.
Законодательное определение термина «фирма-однодневка» отсутствует. Это расхожее понятие сформировалось в обиходе налоговых органов и налогоплательщиков еще в 90-е годы, а затем вошло и в терминологию арбитражных судов. Поэтому целесообразнее всего обратиться к терминологии в изложении налоговиков.
Как было отмечено в письме МНС России от 30 декабря 2003 г. №БГ6-09/1390 «О направлении Методических рекомендаций», «фирмамиоднодневками» принято называть юридические лица, создаваемые под конкретную операцию или на конкретный срок. Указанные юридические лица не имеют цели осуществления какого-либо вида деятельности, а также не представляют отчетность в налоговые органы либо представляют «нулевую» отчетность. «Фирма – однодневка» имеет официальных учредителей, указанных в учредительных документах, и реальных «теневых», которые руководят юридическим лицом и обладают необходимыми материальными ресурсами.
Иными словами, «фирма – однодневка» – это макет, внешнее подобие реально существующей организации, созданной без цели осуществления реальной предпринимательской деятельности, не направленной на получение прибыли и зарегистрированной, как правило, на подставных лиц. Такие организации пользуются статусом полноценного юридического лица, полученного после прохождения процедуры государственной регистрации, и создаются для решения определенных задач, чаще всего связанных с уклонением от уплаты налогов. После выполнения поставленной задачи они прекращают всякую деятельность и «исчезают».
Цели создания «фирмы – однодневки» заведомо противозаконны. Они могут быть различными – начиная от помощи в уклонении от налогообложения путем фабрикации налоговых преимуществ у «хозяев» организации и заканчивая получением кредита с последующей ликвидацией заемщика.
Сущность всех существующих механизмов по уклонению от уплаты налогов при помощи «фирм-однодневок» сводится к следующему:
  • «однодневка» не уплачивает налоги (либо уплачивает в минимальном размере) и не исполняет других своих обязанностей;
  • реальный создатель или пользователь «однодневки» (налогоплательщик) контролирует ее и осуществляет взаимодействие с ней исключительно «на бумаге», напрямую или опосредованно (через третьи лица);
  • в действительности «фирма- однодневка» не осуществляет никакой деятельности и даже не имеет для этого объективных возможностей;
  • в результате взаимодействия с «однодневкой» у ее реального создателя или пользователя возникает налоговая выгода.

Заказ фиктивных услуг у «фирмыоднодневки» – это самый простой и самый распространенный способ обналичить деньги и параллельно с этим сэкономить на НДС и на налоге на прибыль организаций. Суть этой схемы до крайности проста. Как сказано в п. 5 ст. 38 НК РФ, услугами для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Прочитав это определение, можно понять причины частого заключения недобросовестных налогоплательщиков к договорам на оказание услуг: оказание услуги не имеет конкретного овеществленного результата, то есть не оставляет материального следа. Именно поэтому многие недобросовестные налогоплательщики считают, что по прошествии какого-то небольшого отрезка времени доказать, а была ли в действительности оказана услуга, невозможно.
Итак, при реализации рассматриваемой схемы недобросовестный налогоплательщик заключает с некой «фирмой-однодневкой» договор на оказание каких-нибудь услуг (чаще всего – консультационных, маркетинговых, информационных или иных). По фиктивному договору на банковский счет «однодневки» перечисляются денежные средства, которые очень быстро снимаются с этого счета (чаще всего в тот же день или на следующий) якобы на хозяйственные или иные нужды. Затем за вычетом комиссии средства передаются руководству налогоплательщика или иным лицам, перечислившим деньги «фирме-однодневке», которая, естественно, налогов не платит и, отслужив небольшой срок, испаряется.
Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.
Василий Ключевский

Оплаченные услуги включаются в состав расходов при исчислении налога на прибыль, а суммы «входного» НДС включаются в состав налоговых вычетов. Простота схемы как раз и проявляется в том, что практически не нужно заботиться о создании доказательств, подтверждающих реальное оказание услуг налогоплательщику его «контрагентом». Большинство «оптимизаторов» довольствуется скороспешным оформлением необходимого пакета документов, связанных с исполнением и оплатой договора (договоры, акты приема-передачи, счета, счета- фактуры), а в реальности соответствующие услуги налогоплательщику никто не оказывает.
Участие «компаний-однодневок» в оптимизации налоговых расходовДанную схему используют практически любые налогоплательщики вне зависимости от рода их деятельности, ведь консультационные, информационные, бухгалтерские, маркетинговые услуги теоретически могут понадобиться любому. Схема с заказом фиктивных услуг у «фирмы-однодневки» – это первичная ступень эволюции всех схем с использованием «серых» и «черных» фирм. С одной стороны, она привлекает многих недобросовестных налогоплательщиков возможностью быстро и без больших трудозатрат провернуть маленькую (или не очень маленькую) «налоговую оптимизацию», но с другой – благодаря своей распространенности она лучше остальных схем изучена налоговыми органами и поэтому распознается ими легко.
Следующая разновидность налоговых схем по взаимодействию с «фирмой-однодневкой» строится на базе договора на выполнение работ и связана с привлечением фиктивного субподрядчика.
Основная цель данной налоговой схемы так же, как и в других схемах с использованием «однодневок», состоит в том, чтобы обналичить деньги с банковского счета налогоплательщика, а также получить налоговый вычет по НДС и расходы по налогу на прибыль. Однако данная схема обычно используется не всеми налогоплательщиками, а теми из них, кто по роду своей предпринимательской деятельности сам выполняет для своих клиентов различные подрядные работы, либо в некоторых случаях – налогоплательщиками, у которых вдруг возникает потребность в приобретении каких-либо работ для собственных нужд.
Специфика схемы кроется в особенностях подрядных договоров, то есть договоров на выполнение работ. В силу п. 4 ст. 38 НК РФ работами для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Исходя из данного определения, а также из сущности подрядного договора, результат исполнения любого такого договора всегда имеет конкретное материальное выражение.
Именно поэтому в схеме с привлечением фиктивного подрядчика, в отличие от схемы по заказу фиктивных услуг, только самые наивные налогоплательщики полагаются на «авось» и попросту оформляют документооборот с «однодневкой», не задумываясь о фактическом исполнении договора.
Ведь материальный результат всегда можно, по крайней мере, увидеть. Поэтому при заключении субподрядных договоров с «фирмой-однодневкой» приходится, как минимум, значительно увеличить документооборот (составить техническое задание, смету, документы по принятию результата выполненных работ и т.д.). В остальном схема мало чем отличается от фиктивного оказания услуг: деньги уходят к мнимому субподрядчику, который их обналичивает. Уплаченные суммы понижают налоговую базу по налогу на прибыль, а «входной» НДС – налоговую базу по этому налогу.
«Обналичка» с налоговой экономией на базе договора на выполнение работ чаще всего используется теми налогоплательщиками, деятельность которых как раз и состоит в том, чтобы выполнять работы заказчикам (строительные компании, дизайнерские фирмы, организации мелкого бытового подряда и т.д.). Для них очень удобно «обзавестись» одним или несколькими фиктивными субподрядчиками, которые будут по документам выполнять для них работы, являющиеся составными частями конечного продукта, реализуемого заказчику, и обналичивать через них денежные средства. На самом деле такие работы либо не будут производиться вовсе, либо будут выполняться самостоятельно, либо договор исполнит третье лицо, а «однодневка» позволит сильно завысить цену работ.
Риск, что фиктивные субподрядные договоры будут выявлены, особенно при наличии у налогоплательщика нескольких реальных субподрядчиков, на первый взгляд кажется не таким уж большим. Этим можно объяснить высокую степень распространенности описанной схемы.
Осведомленность каждого налогового инспектора об обрисованной схеме нетрудно объяснить: практически такая же схема в свое время была внесена в секретный список ФНС России как одна из 16 самых опасных налоговых схем, доведенных до сведения каждого налогового инспектора.
В среде недобросовестных налогоплательщиков хорошо известны налоговые схемы по поставке несуществующих товаров с привлечением «однодневок», которые наряду со схемами по заказу фиктивных услуг и с привлечением фиктивного субподрядчика позволяют облегчить налоговую обязанность по оплате НДС и налогу на прибыль организаций, а также получить наличные денежные средства.
Выделение данной налоговой схемы в самостоятельный подвид, как и в двух других случаях, обусловлено особенностями предмета договора поставки товаров, отличающими его от договоров оказания услуг и выполнения работ. Товарами для целей Налогового кодекса РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Исходя из этого, становится очевидным, что результатом договорного взаимодействия с поставщиком всегда должно стать присутствие на балансе организации какого-либо товара (основных средств или другого имущества). Зачастую это отходит для налогоплательщиков на второй план и о фактическом наличии на балансе имущества никто не заботится.
Тогда налоговому органу достаточно провести в организации инвентаризацию и задать риторический вопрос: «А товары-то где?». Другие налогоплательщики все же заботятся о реальных поставках, подыскивая помимо номинального поставщика-«однодневки» теневого поставщика товара, осуществляющего поставку без документов за наличные денежные средства. Игра заключается в ценовой политике: закупка у теневого поставщика осуществляется за гораздо меньшие деньги, чем это показывается по документам с «фирмой- однодневкой».
«Обналичка» под фиктивную поставку товаров – это крайне опасная схема, особенно если приобретаемое имущество обладает высокой стоимостью, специфическими характеристиками либо приобретаются крупные партии товара и т.д. В указанных ситуациях практически невозможно избежать несоответствий и ошибок в документах, подтверждающих источник приобретения товара, схему его движения от производителя до покупателя- налогоплательщика.
«Экспортные» схемы
Целью организаторов любой налоговой схемы, связанной с экспортом товаров (работ, услуг), является получение налоговой выгоды по налогу на добавленную стоимость (НДС). Основания для этого возникают благодаря существующему порядку исчисления этого налога и применению соответствующих налоговых вычетов. Дело в том, что любой продавец товара (в том числе экспортер), который сам этот товар не производит, а закупает его у производителей (поставщиков), вынужден уплачивать НДС дважды: один раз – в стоимости приобретаемого товара, а второй раз – при его реализации. Поэтому, чтобы избежать двойного налогообложения одной и той же операции, законодатель предусмотрел возможность применения налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ).
Вычет представляет собой часть суммы налога, на которую уменьшается общая сумма налога, подлежащая перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), когда они приобретаются для перепродажи.
Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, в соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ полученная разница подлежит возмещению (зачету или возврату).
Такая ситуация у экспортеров возникает постоянно. Дело в том, что при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России им приходится вместе со стоимостью этих товаров платить также НДС, как правило, по ставке 18%. В то же время к экспортным сделкам применяется ставка НДС 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ).
Пример из арбитражной практики.
По документам налогоплательщик приобрел у некого поставщика партию товара (минеральные удобрения) за наличный расчет. Однако при проведении проверки у налоговиков возникли сомнения в реальности поставки этого товара. Так, у налогоплательщика отсутствовали товарно-транспортные накладные, подтверждающие доставку минеральных удобрений. Также у него отсутствовали склады, необходимые для их хранения. При этом довод налогоплательщика о том, что поставляемые удобрения сразу же вносились в почву, а потому ему не требовалось наличие складов, был опровергнут показаниями работника налогоплательщика (агронома), который пояснил, что период поставки удобрений не совпадал с периодом обработки почвы и внесения в нее удобрений.
Получается, что сумма налога, которую надо уплатить в бюджет с экспортных операций, равна нулю. При этом в случае соблюдения условий, содержащихся в ст. 171 НК РФ, экспортер получает также право на налоговывычет по НДС. В результате налогоплательщик вправе потребовать возмещения этой суммы уплаченного им НДС из бюджетной системы России, то есть государство остается «должно» экспортеру.
В этом-то и состоит привлекательность экспортных операций. Для того чтобы возместить налог, налогоплательщику нужно обратиться в налоговый орган, который дает соответствующее указание органам федерального казначейства, перечисляющим затраченную налогоплательщиком сумму «входного» НДС для проведения экспортных операций. Правда, представителям налогового ведомства очень не хочется возвращать НДС экспортерам за счет бюджетных средств, поэтому они всячески пытаются препятствовать этому. Конечно, существует немало мошеннических механизмов, направленных на создание фиктивных оснований для получения права на возмещение НДС из бюджета по экспортным операциям. Налоговые органы раскрыли не один десяток налоговых схем в этой области, первые из которых вызывающе просты, а вторые, напротив, поражают своей запутанностью и изощренностью.
Сегодня взаимоотношения с налоговыми органами складываются таким образом, что получить вычет по НДС при экспорте товаров с таможенной территории России возможно только в судебном порядке. При малейших неточностях в документах или их несоответствии требованиям законодательства налоговики отказывают в возмещении налога. Хуже того, каждый экспортер в их глазах – потенциальный участник налоговых схем, жаждущий обмануть государство и возместить экспортный НДС незаконным способом.
Федеральная налоговая служба России пошла даже на то, чтобы разработать для внутреннего употребления перечень признаков, свидетельствующих о недобросовестности экспортеров. Причем многие признаки из этого списка свойственны даже вполне «порядочным» организациям. Правда, суды относятся к ним весьма скептически и постоянно требуют от налоговых инспекторов доказательств связи подобных аргументов с незаконным возмещением НДС. Как показывает арбитражная практика, в наличии «экспортной» схемы суд может убедить только совокупность нескольких признаков недобросовестности налогоплательщика, подтвержденная набором доказательств. Отдельные же бессвязные доводы налоговиков не воспринимаются судами как достаточное основание для доначисления налогов и привлечения к ответственности.
Таким образом, риски компаний, пользующихся услугами «однодневок», можно разделить на следующие группы:
  1. Налоговые риски. В процессе проверки налоговые инспектора выявляют круг подозрительных контрагентов. То есть те компании, у которых предприятие закупало на значительные суммы товар или списывало на них деньги по затратным схемам. Налоговый орган признает такие расходы неправомерными. Далее инспекция доначисляет НДС и налог на прибыль, штрафы и пени за весь период работы с «однодневками», попавшими в поле зрения проверяющих. Инспектора выставляют на расчетный счет предприятия-штрафника инкассовое требование о безакцептном списании доначисленных сумм налогов, пеней и штрафов.
  2. Денежные риски. Если банк занимается оказанием услуг по «оптимизации налогов» с помощью однодневок, то он достаточно быстро попадает в поле зрения правоохранительных органов и межрайонных банковских инспекций. Они проводят комплексную проверку такого банка и требуют отозвать или приостановить лицензию. Это влечет за собой потерю предприятиями – клиентами банка денежных средств.
  3. Правовые риски. Даже если руководители компаний лишь однажды воспользовались услугами «однодневок», то они могут быть привлечены в качестве обвиняемых к расследованию уголовных дел. В этом случае предстоят объяснения со следствием о том, как предприятие сотрудничало с такой фирмой.

Таким образом, принимая решение о заключении контракта с поставщиком (покупателем), следует проверить контрагента по всем признакам фирмы-«однодневки». Данная процедура займет некоторое время, но позволит сэкономить значительные суммы в будущем.
Александра Сергеева, юрисконсульт компании «Биоэнергия»
Еженедельный мониторинг стоимости свинины в живом весе (на 17.11.2015)
Регион РФ Цена, руб./кг Изм. в руб.
Курская область 94.00 0,00
Белгородская область 93,0 0,00
Воронежская область 95.00 0,00
Пензенская область 98.00 0,00
Республика Мордовия 104,00 0,00
Республика Татарстан 105,00 0,00