## ## ####
Одной строкой:


Отраслевые союзы и ассоциации. Образование. Взаимодействие с государственным аппаратом. Влияние на принятие решений.

Бизнес / Право  •  Опубликовано 15.01.2009  •  4134 просмотров
Отраслевые союзы и ассоциации. Образование. Взаимодействие с государственным аппаратом. Влияние на принятие решений.О том, что власть и закон должны стоять на страже интересов общества, а не наоборот, о том, что нормы права должны отвечать текущим потребностям и уровню развития каждого отдельного государства и субъекта, о том, что бизнес может и должен влиять на политическую жизнь общества (в хороших, разумеется, смыслах), – говорено много. Как и о том, что один в поле не воин... Значит, надо объединяться, решило большинство представителей аграрных кругов России. И объединились: кто – в Союз производителей, кто – переработчиков. Объединившись, тем самым не только противопоставили себя друг другу и иным общественным и государственным структурам, но и получили больший вес: ведь вместе мы сила!
Силу эту, а также права, обязанности и возможности отраслевых союзов в сфере АПК призвана была закрепить статья 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», принятого Государственной думой 22 декабря 2006 года. Она (статья) нормативно закрепила участие отраслевых союзов и ассоциаций в формировании и реализации государственной аграрной политики. Что же такое государственная аграрная политика и каковы цели деятельности данного института аграрного права? Этот термин разъясняет комментарий к вышеупомянутому закону определяя государственную аграрную политику как составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Говоря проще, отраслевые союзы должны принимать активное участие в развитии как экономической, так и социальной сферы, активно участвовать в повышении уровня и качества жизни, влиять на повышение эффективности сельского хозяйства. По словам экс-министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, «с принятием закона объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей становятся полноправными субъектами процесса принятия государственных решений по вопросам развития отечественного сельского хозяйства». Прошло более трех лет с момента принятия закона, и теперь уже можно судить, случилось ли это на самом деле.
Случилось, и это факт непреложный. Достаточно пробежать глазами разделы новостей на сайтах отраслевых союзов и прикинуть в уме расписание каждого из его лидеров: большую часть времени они проводят в правительственных кабинетах и на политических встречах, активно консультируют людей от власти по вопросам, касающимся своей отрасли. И эти консультации бесценны.Ведь мало быть талантливым и грамотным менеджером и управленцем – без знания специфики отрасли, подводных камней и течений принять нужный отрасли закон, ввести квоту, подписать соглашение, пролоббировать нужный вариант развития внешних отношений невозможно. И хорошо, что главы союзов у нас – люди опытнейшие в своей сфере, пришедшие в политику через бизнес, производство, знающие все нюансы, которые надо учесть. Так, например, Юрий Ковалев (Национальный Союз свиноводов) начинал работать начальником холодильника Бирюлевского мясоперерабатывающего завода, в 93-м был назначен генеральным директором российско-испанского мясоперерабатывающего завода «Кампомос», а Андрей Даниленко (СОЮЗМОЛОКО) сам владеет производственными мощностями (ГК «Русские фермы»), и кому, как не ему, знать, что происходит у производителя молока и как ему помочь.
Но каковы возможности отраслевых союзов с точки зрения закона? Являясь юридическим лицом, ассоциация (союз) обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также иметь самостоятельный баланс. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. В то же время члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам. При этом размер такой ответственности должен устанавливаться в учредительных документах ассоциации (союза) самими организациями, входящими в ассоциацию (союз).
Поскольку ассоциации и союзы образуют юридические лица, личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства не могут входить в их состав и участвовать в формировании и реализации государственной аграрной политики (подсобные и крестьянские хозяйства юридическим лицом не являются). В законе определены и формы участия данных субъектов в формировании и реализации государственной аграрной политики, которое заключается в оказании информационноконсультационных услуг должностным лицам Министерства сельского хозяйства РФ при принятии определенных решений. Со стороны ассоциаций и союзов данная деятельность носит добровольный и (по-видимому) безвозмездный характер, а для должностных лиц Министерства сельского хозяйства РФ сделанные рекомендации имеют необязательный характер.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446»О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», целями осуществления мероприятий по участию союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и создание условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
– участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, национального доклада о ходе и результатах реализации Программы;
– обобщение и распространение достижений науки и техники, российского и иностранного инновационного опыта в сфере развития сельского хозяйства, сохранение и поддержание генофонда животных и растений;
– разработка технических заданий на технические регламенты, определяющие требования по качеству и безопасности продукции, работ и услуг в сельском хозяйстве, необходимые для функционирования системы технического регулирования отрасли;
– предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной аграрной политики, проведение мониторинга потребительского спроса;
– реформирование органами государственной власти системы стандартизации в сельском хозяйстве путем организации механизмов разработки и внедрения национальных стандартов, унифицированных в соответствии с международными стандартами, обеспечивающих применение передовых технологий, методов рационального использования ресурсов, а также техническую и информационную совместимость;
– содействие внедрению систем управления качеством продукции на базе международных стандартов, комплексных программ повышения качества продукции, а также обмену передовым опытом, в том числе проведение конкурсов, смотров, выставок по вопросам обеспечения качества продукции.
Союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей на добровольной основе могут представлять предложения по приоритетным направлениям развития научно-исследовательских работ в сфере реализации государственной аграрной политики, разработке технических регламентов, необходимых для функционирования системы технического регулирования отрасли, а также предложения по реформированию системы стандартизации в сельском хозяйстве.
Эксперты в области сельского хозяйства отмечают, что в России первые ассоциации и союзы появились именно в сельском хозяйстве: отраслевые организации в отечественном агропроме начали активно образовываться уже в начале 1990-х годов. Сегодня их насчитывается более пятидесяти. Однако количество не означает качество. Дело в том, что значительная часть союзов существует лишь на бумаге и не ведет никакой полезной для развития АПК деятельности, утверждают эксперты.
Большинство сельхозпроизводителей не верят в действенность отраслевых союзов. Они убеждены, что значительная их часть представляет интересы лишь одной или двух компаний. С агропроизводителями соглашаются и эксперты, но при этом делают поправку на то, что среди таких объединений все-таки остались союзы, продвигающие интересы всей отрасли, помнящие про интересы граждан. Как правило, это уже известные организации, которые не первый год работают на рынке, или новые объединения представителей аграрного бизнес-сообщества. Наиболее ярким примером является принятие Федерального закона от 12 июня 2008 г. № 88 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
В соответствии с регламентом понятие «молоко» может быть применено только к цельному молоку. Продукт, восстановленный из порошка, после введения закона в действие должен называться не иначе как «молочный напиток». Эта мера должна увеличить закупки переработчиками цельного молока у фермеров и снизить импорт порошкового молока. Стоит отметить, что и для конечного потребителя этот регламент на пользу: теперь появляется свобода выбора (по качеству и цене), основанная на знании продукта и его свойствах. Принятие данного нормативного акта стало возможным только благода ря таким союза м, как Союз производителей молока и Союз переработчиков молока.
Производителям же молока (СОЮЗМОЛОКО) принадлежит и инициатива фиксирования закупочной цены на молоко на уровне 11 руб. за литр. Впервые это предложение было озвучено на I съезде производителей молока 3 марта 2010 г., и уже компании из 50 регионов страны присоединились к этому соглашению. Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник оценивает тенденцию как положительную, стабилизирующую ситуацию в отрасли, способную стать одним из инструментов в выполнении задачи по импортозамещению на рынке молока и молочных продуктов.
Отраслевые союзы и ассоциации. Образование. Взаимодействие с государственным аппаратом. Влияние на принятие решений.Нельзя не вспомнить и о том комплексе мер, который был принят по ситуации на рынке мяса птицы. Российский рынок мяса птицы в последнее время усердно наращивал внутреннее производство на фоне снижения объемов импорта, при этом рост потребления существенно отставал от темпов роста производства. Основными факторами роста производства стали: поддержка государства в субсидировании, кредитовании и налогообложении; меры таможенно-тарифной политики; рост частных инвестиций; повышение спроса на мясо птицы среди населения. Но, думается, что рост частных инвестиций, равно как и повышение спроса, произошли именно потому, что государство с подачи бизнеса наконец-то обратило свое внимание на проблемы отрасли и провело грамотную протекционистскую политику, позволившую не только преодолеть импортозависимость, но и задуматься о таких забытых русским производителем понятиях, как перепроизводство и экспорт.
Объем импорта мяса птицы в 2009 году сократился на 19,4%. Размер импортной квоты на 2010 год определен в 779,2 тысячи тонн, в том числе из США – 600 тысяч тонн, или 77% всего квотированного импорта мяса птицы в Россию и около 17% российского потребления.Учитывая существующие проблемы у американских предприятий-экспортеров, использующих хлор для обработки птицы, реальный объем поставок в рамках американской квоты будет существенно ниже.
По оценке агентства «РосБизнесКонсалтинг», в 2010 году совокупный российский импорт мяса птицы, включая поставки из СНГ, может снизиться почти на 20%. В 2010 году лишь 22% потребляемого в стране мяса птицы будет поступать из-за рубежа. Несомненная заслуга в этом Росптицесоюза, объединившего под своим крылом российских производителей птицеводческой отрасли.
Аналитики надеются, что подобная ситуация скоро сложится и на рынке свинины, ведь согласно перечню товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, на российский рынок может быть поставлено 500 тыс. тонн свинины против 650 тыс. тонн в 2009 году. Национальный союз свиноводов держит руку на пульсе и своевременно реагирует на ситуацию на рынке, например, добившись повышения ставки на ввоз живых товарных свиней, в результате чего с 1 января 2010 г. она была поднята с 5% до 40% (но не менее 0,5 евро за 1 кг). Рост стоимости отечественного мяса на 10 руб. за кг уже в феврале этого года заметно исправил ситуацию на рынке и сделал цену на свинину более «честной».
Отраслевые союзы АПК России сыграли заметную роль и в создании проекта ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выступив с обращением к Правительству РФ, законодателям,аграрной и торгово-экономической общественности страны. Бесчисленное количество форумов, конференций, встреч и обсуждений было посвящено проблемам представленности продукции отечественного производителя на полках сетевых магазинов. Окончательный проект закона стал компромиссом между производителем и продавцом. Да, не все требования и пожелания были выполнены. Скорее, стороны пришли к некоему балансу интересов. Но ведь худой мир лучше доброй ссоры...
Однако приведенные примеры – это скорее исключение из правил, а не повседневная реальность. В соответствии со статьей 16 Федерального закона»О развитии сельского хозяйства» принимать участие в формировании и реализации государственной аграрной политики могут союзы (ассоциации), состоящие из производителей, на долю которых приходится более 2/3 от общего объема производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Не совсем понятно, что понимается под согласованием общественно значимых интересов, являются ли данные интересы общественно значимыми, если являются общенародными интересами, или это только лоббирование интересов компаний, входящих в состав союза. В связи с этим вполне реально возникновение противоречия между народом, фермерами и представителями ассоциаций и союзов.
Кроме этого, несколько неопределенной выглядит норма об установлении вышеупомянутых «более двух третей» общего объема производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, наличие которой является условием допуска ассоциации (союза) к формированию и реализации государственной аграрной политики. Следует ли считать указанную дробь от всей продукции, например, животноводства, либо же по овцеводству отдельно, свиноводству отдельно и т.д. Данного мнения в своем интервью журналу «Агротехника и технологии» придерживается и председатель правления Национального Союза производителей молока Андрей Даниленко. «Если в США и Европе сложились многолетние традиции взаимодействия государства и отраслевых союзов, то для России это достаточно новое явление, которое требует и законодательной проработки, и практического применения.
Например, в молочном животноводстве собрать более 75% производителей достаточно сложно. Вот если бы приняли такой закон, по которому любой производитель молока должен был вступить в отраслевой союз, это облегчило бы ситуацию и для самого союза, и для страны. Ведь государству легче иметь дело с одной структурой, нежели с огромным количеством разрозненных предприятий», – предполагает Даниленко. К заслугам Национального Союза производителей молока можно отнеси утверждение региональной программы поддержки молочного животноводства, увеличения ставки рефинансирования аграриев, производящих молоко, и выхода социальной рекламы молочной продукции в апреле этого года.
Если обратиться к законодательству, можно сделать вывод, что в настоящее время зарегистрировать союз совсем не сложно. Для этого не нужно собирать большую группу заинтересованных юридических или физических лиц – Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» позволяет юридически оформить ассоциацию всего лишь одному учредителю. Данного мнения придерживается депутат Госдумы, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере Виктор Семенов. «Многие известные союзы вначале возглавляли руководители крупных компаний, защищавшие интересы своих предприятий, – не отрицает он. – Но со временем в эти организации начали вступать другие агропредприятия, которые принимали активное участие в жизни объединения, и не считаться с их интересами было невозможно».
В настоящее время в России пока нет законодательного акта, который наиболее полно и всесторонне раскрывал и конкретизировал бы понятие «Отраслевой союз и ассоциация». Во многих странах Европы мнение сельскохозяйственных ассоциаций и союзов играет огромную роль в принятии решений органами власти. Законодательная и исполнительная власть уверена, что никто не может лучше знать все проблемные зоны, пожелания, веяния современной экономики, как союзы производителей сельхозпродукции.
Александра Сергеева, юрисконсульт компании «Биоэнергия»
Еженедельный мониторинг стоимости свинины в живом весе (на 17.11.2015)
Регион РФ Цена, руб./кг Изм. в руб.
Курская область 94.00 0,00
Белгородская область 93,0 0,00
Воронежская область 95.00 0,00
Пензенская область 98.00 0,00
Республика Мордовия 104,00 0,00
Республика Татарстан 105,00 0,00