## ## ####
Одной строкой:


Особенности национальной регистрации кормовых добавок

Бизнес / Менеджмент  •  Опубликовано 16.11.2011  •  8953 просмотров
Отсутствие четкой и прозрачной законодательной базы – проблема, мешающая эффективно работать во многих сферах бизнеса в России. Не обошла она стороной и участников российского кормового сообщества, вызывая множество вопросов, недовольства и споров.
Несмотря на принятие Постановления Правительства №761 от 28.09.2009 «Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами», до сих пор такой гармонизации в рыночном секторе кормовых добавок не обеспечено.
Между тем, по мнению участников рынка, доля легального импорта сырья для производства кормов и премиксов сократилась для ряда продуктов на 50%, что говорит о возможном развитии контрафакта и фальсификации кормовых добавок. Что неудивительно, ведь легальный импорт кормового сырья и развитие отечественного производства кормовых добавок сопряжены с грозным словом «госрегистрация». Почему этот процесс так пугает участников рынка и стоит ли ждать изменений к лучшему? Попробуем разобраться.
На протяжении нескольких лет работы в сфере импорта и регистрации кормовых добавок у меня всегда возникали вопросы относительно процесса регистрации. Важно то, что многие из них так и остаются без ответа и образуют замкнутый круг. Порой опускаются руки – ведь получается, что, если следовать законодательству, предприятие в России просто не может развиваться в нужном для бизнеса темпе, достигать поставленных задач и, следовательно, идти в ногу с быстро меняющимся рынком.
Часто эмоции не позволяют дать объективную оценку ситуации. Получив предложение написать данную статью, я опасалась того, что она может иметь слишком субъективную окраску. Но оказалось, что в своих эмоциях я не одинока и их разделяют представители множества других организаций, работающих в кормовой сфере по всей России (о чем говорят проводимые по вопросу госрегистрации заседания, круглые столы и специально организованные конференции с участием представителей бизнеса и власти). На момент создания настоящей статьи мои субъективные ощущения также подкрепились мнениями, вынесенными в проект резолюции конференции «Кормовая гармонизация. Административное регламентирование госрегистрации кормовых добавок», организованной информационным агентством SoyaNews и Союзом комбикормщиков 28 сентября 2011 года, и стало окончательно понятно, что это уже не просто субъективное ощущение, а вполне оправданная реакция на существующую реальность.
Итак, что мы имеем?

Нормативная база

Регистрируя кормовые добавки сегодня, опираться приходится на единственный действующий в настоящий момент документ, созданный для регламентирования процедуры и порядка государственной регистрации кормовых добавок наряду с лекарственными средствами для животных, – Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. №48. Данные правила устанавливают единую процедуру государственной регистрации отечественных и зарубежных лекарственных средств для животных и кормовых добавок, за исключением кормовых добавок, полученных из генноинженерно-модифицированных организмов.
Документ далек от совершенства и вызывает ряд вопросов. Например, что понимать под термином «кормовая добавка»? Каковы требования к оформлению предоставляемых для регистрации документов? По каким критериям оценивается полнота предоставляемых для регистрации данных? Список вопросов можно продолжать. По большому счету, к кормовым добавкам в данном документе предъявляются аналогичные требования, что и к лекарственным средствам для животных, а также не делается различий для отечественного и зарубежного производителя.
К счастью, изменения ожидаются. Готовится к утверждению административный регламент предоставления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной услуги по государственной регистрации кормовых добавок, который, как хочется надеяться, прояснит большинство вопросов и облегчит жизнь – в первую очередь российского производителя кормов и кормовых добавок. Проект регламента (на настоящий момент уже в седьмой по счету редакции) размещен на официальном сайте Россельхознадзора (http://www.fsvps.ru/ fsvps-docs/ru/laws/projects) в открытом доступе для всех заинтересованных лиц.
Особенности национальной регистрации кормовых добавокНеобходимо отметить выражаемую руководством Россельхознадзора «готовность федеральной службы к конструктивному диалогу с производителями кормовых средств», которая заключается в участии первых лиц в заседаниях и конференциях, посвященных обсуждению проектов регламента. На конференции 28 сентября было принято решение о создании постоянно действующей рабочей группы с участием представителей участников рынка (объединенных в Союз комбикормщиков), Россельхознадзора и Минсельхоза России по вопросам совершенствования законодательных основ регулирования контрольно-надзорной деятельности, направленной на развитие отрасли.
Хочется надеяться, что диалог государства с представителями индустрии будет действительно конструктивным и не превратится, как это часто бывает, в монолог. Последняя (седьмая) версия регламента во многом учитывает недостатки предыдущих документов, но пока неизвестно, станет ли она окончательной. По информации, озвученной на вышеупомянутой конференции 28 сентября, на утверждение в Минэкономразвития уже был направлен проект регламента, текст которого по ряду положений расходится с текстом 7-й редакции регламента, размещенной на сайте Россельхознадзора и разработанной при участии компаний-операторов рынка. Как говорится, no comments... В любом случае, пока регламент не утвержден, приходится работать в соответствии с законодательством, действующим на данный момент, ведь Приказ №48 пока никто не отменял.

Кто обязан проходить регистрацию?

Согласно действующему Приказу №48, государственная регистрация является обязательной для выполнения юридическими и физическими лицами, осуществляющими производство, реализацию, использование, а также ввоз на территорию Российской Федерации лекарственных средств для животных и кормовых добавок.

Что понимать под термином «кормовая добавка»?

Пожалуй, это главный вопрос. Приказ №48 не дает никаких разъяснений относительно того, что в целях данного документа следует понимать под «кормовыми добавками».
Так, не имея четкого определения данному термину, к кормовым добавкам можно «с одинаковым успехом» отнести сырьевые продукты биологического происхождения (например, соевый шрот, рыбную муку и т.д.), вещества различной химической природы (например, глицерин, про- готовые смеси для добавления в корм (состоящие сразу из нескольких вышеназванных ингредиентов) с постоянным или переменным составом. Из данного документа не ясно, предусматривает ли законодательство различия между ингредиентами, добавляющимися непосредственно в корм, и ингредиентами, не предназначенными для прямого использования в кормах (из которых сначала производятся кормовые добавки или предсмеси для последующего добавления в корм). И если с необходимостью регистрации смесей с постоянным составом (отечественных или импортных) все более-менее понятно (хотя в тексте документа напрямую об этом не сказано), то в отношении отдельных сырьевых продуктов и химических веществ (в данном случае импортных, поскольку большинство из них в России не производится) ситуация туманна. Как видится на сегодняшний день, получить уверенность в необходимости регистрации того или иного сырьевого ингредиента или вещества можно, лишь написав конкретный запрос в Россельхознадзор и дождавшись (если хватит терпения!) официального ответа спустя 30 дней.
Рассмотрим пример из российской действительности: отечественная компания импортирует несколько кормовых ингредиентов, производимых только за рубежом, производит из них продукт (назовем его комплексной кормовой добавкой), который затем продает или использует в собственном производстве для добавления в корм. Получается, что данной компании необходимо сначала зарегистрировать каждый из ингредиентов, используемых для производства комплексной добавки, а потом еще конечный продукт. А если используется большое количество ингредиентов – скажем, семь (как, например, в случае с мультиферментным комплексом)? Золотой получится продукт! Легче (и дешевле) завезти уже готовую комплексную импортную добавку, ведь регистрировать придется лишь один раз. Ситуация явно не в поддержку российского производителя!
Импортировать уже зарегистрированные в России сырьевые ингредиенты или вещества не всегда удается (о, счастье, если получится!), поскольку многие из них закреплены за конкретными импортерами эксклюзивными контрактами. Кстати, необходимость заключения эксклюзивного контракта с импортным поставщиком очень часто обусловлена необходимостью импортера регистрировать продукт (а значит, тратить большие деньги и – что более важно для бизнеса – время). Очевидно, что, если бы существовала четкая формулировка понятия «кормовые добавки» и, возможно, даже перечень подлежащих регистрации «кормовых добавок» (или точно не подлежащих), было бы легче всем – и участникам рынка, и контролирующим органам. А сколько времени было бы сэкономлено и теми, и другими на написании запросов и составлении ответов соответственно!
Радует то, что необходимость внедрения четкой формулировки понятия «кормовая добавка» представители власти понимают и пытаются ситуацию исправить. Так, седьмая редакция проекта административного регламента (больше, к сожалению, оперировать нечем) предлагает в целях данного регламента следующее определение понятия «кормовые добавки»: продукты или их комбинации растительного, животного, микробиологического, минерального и синтетического происхождения, предназначенные для включения в состав кормов и рационов животных с целью обеспечения физиологической полноценности, стимуляции продуктивности животных, обеспечения сохранности компонентов, увеличения доступности питательных веществ, улучшения вкусовых и технологических свойств кормов. На мой взгляд, данное определение вряд ли облегчит жизнь, ведь под него подпадает все кормовое сырье без исключения!
Тем не менее существенным положительным изменением, предлагаемым седьмой редакцией регламента, в отличие от Приказа №48, является следующее пояснение: «Государственной регистрации не подлежат смеси и комбинации зарегистрированных кормовых добавок с непостоянным составом (витаминные смеси, минеральные смеси, витаминно-минеральные смеси, премиксы, БМВК и БМВД), если они изготовлены на территории Российской Федерации или Таможенного союза».

Особенности национальной регистрации кормовых добавокЕще одним нововведением, которое предлагается последней на данный момент редакцией регламента, является разделение кормовых добавок на группы и изложение особых требований к регистрационной документации для добавок в зависимости от группы (приложение №4 к регламенту). Так, выделяются технологические добавки (в том числе консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, стабилизаторы, загустители, желирующие вещества, связующие вещества, абсорбенты радионуклидов, микотоксинов и бактериальных токсинов, антислеживающие агенты, регуляторы кислотности, силосные добавки, денатуранты), вкусоароматические добавки (красители, ароматизаторы), добавки, обеспечивающие биологическую полноценность кормов (витамины и их производные; соединения микроэлементов: аминокислоты, их соли и аналоги; мочевина и ее производные; белковые добавки; вещества, оказывающие влияние на нормализацию работы органов и тканей организма животных), и зоотехнические добавки (ферменты, пребиотики, пробиотики, вещества, оказывающие благоприятное влияние на окружающую среду). Также регламент дополнен приложением №5, в котором излагаются требования к регистрационному досье по отдельным категориям кормовых добавок, в том числе по содержанию потенциально опасных и вредных веществ, а также промежуточных продуктов микробиологического и химического синтеза. Таким образом, в отдельные категории с точки зрения требований к контролю безопасности выделены: ферментные и другие добавки, полученные с использованием микроорганизмов-продуцентов; вещества растительного происхождения; компоненты животного происхождения, в том числе из гидробионтов; минеральные вещества; продукты, полученные методом химического синтеза и других химических процессов. Давать какие-либо комментарии относительно предлагаемых нововведений пока сложно. Скорее всего, это будет возможно лишь после получения практического опыта работы с новым документом. Думаю, стоит еще раз подчеркнуть, что регламент на настоящий момент не утвержден, поэтому о том, что в итоге мы получим его в данной (последней) редакции, с уверенностью говорить не приходится.

Уполномоченный орган

Как и прежде, государственную услугу по государственной регистрации кормовых добавок предоставляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) на основании экспертного заключения федерального государственного бюджетного учреждения ФГБУ «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» (ФГБУ «ВГНКИ»). Таким образом, проект регламента в своей последней редакции не меняет ситуацию, устанавливающую монопольное положение ВГНКИ при проведении экспертизы кормовых добавок. Данный факт, противоречащий требованиям антимонопольного законодательства, волнует многих участников кормового сообщества, и он также был вынесен в проект резолюции конференции 28 сентября.

Сколько стоит регистрация?

Приложение к Приказу №48 не разъясняет вопрос стоимости государственной услуги по регистрации кормовых добавок и лекарственных средств для животных, оговаривая лишь, что «экспертиза лекарственных средств и добавок осуществляется ФГУ «ВГНКИ» по соглашению сторон». Седьмая редакция проекта регламента содержит поправку относительно данного вопроса, уточняя, что «Исполнение государственной функции и административных процедур в рамках исполнения государственной функции в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется Россельхознадзором на бесплатной основе (за исключением экспертизы кормовых добавок и исследования образцов кормовых добавок)». О стоимости же самой экспертизы (являющейся неотъемлемым условием госрегистрации) говорится следующее: «Экспертиза кормовых добавок осуществляется уполномоченным экспертным учреждением по тарифам, утвержденным Минсельхозом России». Насколько я понимаю, имеются в виду тарифы, представленные в прайс-листе на официальном сайте ФГБУ «ВГНКИ» www.vgnki.ru в разделе «услуги и цены».
Из практики нашей компании, официальная стоимость регистрации одной кормовой добавки (вернее, ее экспертизы в ВГНКИ) составляет порядка 80-100 тысяч рублей.

Как долго длится регистрация?

В настоящий момент регистрация кормовых добавок осуществляется в течение шести месяцев со дня подачи регистрационных документов и данных, предусмотренных Приказом №48, в Россельхознадзор.
Как бы того ни желали участники кормового сообщества, сокращение срока регистрации, видимо, так и останется несбыточной мечтой. Ни одна из предлагаемых редакций регламента не содержит положительных изменений в данном отношении. Седьмая редакция излагает тот же срок другими словами, заменяя «6 месяцев» на «180 дней».

Срок действия свидетельства о регистрации

Ранее, на основании решения о регистрации, Россельхознадзор выдавал заявителю регистрации документ установленного образца (свидетельство) о государственной регистрации сроком на 5 лет. То есть по окончании срока действия свидетельства о регистрации (или за 6 месяцев до его окончания) приходилось проходить регистрационную процедуру снова.
С недавнего времени ситуация, к счастью, изменилась, и свидетельство о государственной регистрации теперь выдается бессрочно. Выдача бессрочных свидетельств предполагается и седьмой редакцией регламента. Тем не менее, несмотря на то, что документ еще не утвержден, на практике это замечательное нововведение уже работает.

Образцы для регистрации

Помимо перечня необходимых для регистрации документов (в настоящий момент того, который предписывает Приказ №48), заявитель регистрации должен также представить в Россельхознадзор образцы регистрируемой кормовой добавки для проведения экспертизы в ФГУ «ВГНКИ». Казалось бы, ничего сложного. Относительно образцов добавок, произведенных в России, особых вопросов не возникает. Что касается импортных добавок, то с ними ситуация усложняется доставкой этих самых образцов из-за рубежа, а вернее, необходимостью получать разрешительные документы (разрешение на ввоз, импортно-карантинное разрешение), оформлять товарно-сопроводительную документацию (контракт, инвойс, упаковочный лист и т.д.) и затем производить таможенную очистку. В общем, готовить все то, что необходимо для импорта полноценной партии товара, только в данном случае для партии весом 1-3 кг. Испытав все «прелести» данной процедуры на практике, по поводу ввоза импортных образцов для регистрации я могла бы, наверное, говорить долго. Но это, пожалуй, тема для отдельной статьи…
Итак, таковы основные, наиболее «наболевшие» и активно обсуждаемые вопросы касательно процесса госрегистрации кормовых добавок, которые я постаралась осветить максимально объективно. Безусловно, критиковать всегда легко, а создать идеальный документ, отвечающий всем пожеланиям участников кормового сообщества с одной стороны и контролирующих органов с другой, пожалуй, невоз- можно. Тем не менее хотелось бы, чтобы, утверждая новый административный регламент по госрегистрации кормовых добавок, государство максимально прислушалось к мнениям непосредственных участников кормовой индустрии и, как минимум, поддержало российского производителя. Очевидно также, что для того, чтобы разрабатываемые нормативные документы хорошо работали на практике, необходимо регулирование отношений внутри всего сектора кормов и кормовых добавок, а также гармонизация российского законодательства с нормативами Таможенного союза и международными стандартами в этой области.
Татьяна Калатина, менеджер по импорту и регистрации компании «Биоэнергия»
Еженедельный мониторинг стоимости свинины в живом весе (на 17.11.2015)
Регион РФ Цена, руб./кг Изм. в руб.
Курская область 94.00 0,00
Белгородская область 93,0 0,00
Воронежская область 95.00 0,00
Пензенская область 98.00 0,00
Республика Мордовия 104,00 0,00
Республика Татарстан 105,00 0,00