## ## ####
Одной строкой:


Российскому сельскому хозяйству необходима зеленая корзина

Менеджмент / Главная  •  Опубликовано 28.02.2013  •  1273 просмотров
Российскому сельскому хозяйству необходима зеленая корзинаПо приоритетному национальному проекту развития сельского хозяйства, который в свое время курировал нынешний премьер-министр, на развитие промышленного свиноводства было потрачено около 250 миллиардов полновесных бюджетных рублей. В соответствии с требованиями ВТО, а Россия де-факто стали ее участниками 23 августа, ввозные пошлины на свиное мясо были снижены с 15% до 0%, а на живую свинью — с 40% до 5%. На фоне беспрецедентного роста цен на фуражное зерно ситуация для отечественных свиноводов стала просто фатальной.

В структуру себестоимости одного килограмма свинины входит около 70% так называемой зерновой группы. Примерно то же самое соотношение и в мясе птицы. Именно в этих отраслях животноводства, продемонстрировавших за последние 10 лет самое впечатляющее импортозамещение и конкурентоспособность, нас ждет серьезный спад.

При этом меры, в экстренном порядке принимаемые правительством, вряд ли помогут нашему сельскому хозяйству. Во-первых, потому что пожарное обнуление ввозной пошлины на зерно, а она составляет 5%, не будет эффективной, так как касается в основном поставок из Европейского союза и Казахстана и рассчитывать на большие объемы импорта не приходится. Сюда же следует отнести и широко анонсированное Минсельхозом решение о начале массированных товарных интервенций в объеме 3 млн тонн с 1 марта. У меня есть сомнения в наличии такого количества зерна в интернационном фонде, вызывает вопрос и сохранность зерна.

Во вторых — существуют некоторые затруднения с логистикой. Быстро отгрузить и перебросить такие объемы зерна, а это 50 тыс. вагонов, при средней скорости движения грузов по РЖД 9,1 км/ч вряд ли удастся.

Ситуация будет усугубляться тем, что есть биологические циклы в животноводстве. Природу не обманешь. Именно в весенние месяцы начинается массовый растел крупнорогатого скота и опорос свиней, особенно в личных подворьях, а это значит, что спрос на зерновые будет расти.

По прогнозам замедлив свой бег во второй половине мая, внутренние цены на фуражное зерно превысят мировые на 10-15%.

Все это напоминает историю с «ножками Буша», но тогда мы не были членами ВТО и могли себе позволить свободно погулять некоторое время по внешнеполитическому буфету. Сейчас таких возможностей практически нет. Вероятно, в течение полугода наши партнеры выведут из рационов сельскохозяйственных животных и птицы все не устраивающие российские надзорные органы кормовые добавки, пригласят наших инспекторов и крыть будет нечем.

Но есть и внутренние, сугубо экономические, причины, почему этот запрет на импортное мясо не просуществует долго. Структура потребительской инфляции такова, что из 7% росстатовских верных 4,5%, а то и 5% дает рост цен именно на продовольственную корзину. А в расходах домашних хозяйств 35-50% составляют расходы на еду, согласитесь, это сильно отличается от 10% американских и 12-15% европейских.

С 1 июля объявлено о повышении тарифов в среднем на 15%, на этом фоне растут инфляционные ожидания, а они в свою очередь будут задирать цены на продукты питания.

В условиях дефекта легитимности всей системы государственной власти такие методы защиты отечественных производителей чреваты серьезными социально-политическими последствиями. Испуганный Дмитрий Медведев заявил в конце этого знакового совещания: «Отечественные производители нам важнее ВТО», — и тем самым признал историческую ошибку президента, правительства и Федерального собрания.

В ходе долгих и мучительных переговоров Россия согласовала размер агрегированной поддержки сектора в размере 9 млрд долларов. По разделу сельское хозяйство бюджета расширенного правительства в 2012 году было потрачено около 5 млрд долларов. Казалось бы, о чем беспокоиться, нам есть, куда расти. Проблема в том, что все меры поддержки делятся на связанные и несвязанные. Связанные — искажают конкуренцию (красная и желтая корзины). Несвязанные — не влияют на торговлю (зеленая корзина).

Основной размер поддержки нашего сельского хозяйства лежит в желтой корзине, и к 2018 году должен быть кардинально сокращен. В зеленой корзине косвенным направлением бюджетной поддержки является ряд программ, связанных с увеличением внутреннего спроса, именно в этом направлении мы видим дефицит идей и предложений от правительства РФ.

Численность так называемых декретированных контингентов и организованных групп (школы, детские сады, учреждения социальной опеки, лечебные стационары) составляет почти 32 млн человек, на которые в год требуется 11 млн тонн продуктов стоимостью 640 млрд рублей. Индексация и повышение пенсий на 600 рублей, которые тут же сожрет инфляция, гораздо менее эффективны, чем адресная продовольственная помощь, так называемая программа Food Stamps. Она позволяет помимо социальных проблем решить главную задачу сельскохозяйственных производителей — проблему сбыта. Если мы добавим федеральных спецпотребителей, например, Министерство обороны, пенитенциарную систему, Госрезерв и т.д., то примерно 30-35% внутреннего производства можно гарантированно обеспечить платежеспособным спросом со стороны государства. Во всяком случае, такие программы давно и успешно действуют в ряде развитых стран и особенно в США.

Отдельно хотелось бы сказать про высокую волатильность цен на сельскохозяйственное сырье, с большим разбросом по годам. При большом урожае страдает отрасль растениеводства, а при низком урожае, как в этом году, испытывает серьезные трудности животноводство. В конечном итоге теряет потребитель.

Ценовой маятник проходит точку равновесия с наибольшей скоростью. Очевидно, зафиксировать его можно системой товарных и закупочных интервенций. В ряде стран для эффективного регулирования агропродовольственных рынков есть специальные структуры.

Созрела необходимость создания такого ведомства и у нас. Оно могло бы эффективно осуществлять интервенционную политику на агропродовольственных рынках не только в отношении зерна, но и по ряду биржевых товаров, существенно влияющих на стоимость всей продовольственной корзины. Такое ведомство должно быть подчинено не отраслевому министерству, а правительству РФ.

Очевидно, что для того, чтобы решить эту сложнейшую, многофакторную задачу, необходимо отказаться от ручного управления страной и делегировать полномочия центра на уровни регионов, муниципалитетов, отраслевых и профессиональных союзов, общественных организаций. Для этого необходимо разобрать на запчасти главное достижение всех «нулевых» — яростно построенную вертикаль власти. Только в этом случае удастся сплести крайне необходимую сегодняшнему агропромышленному комплексу зеленую корзину, а если этого не случится, то наше сельское хозяйство исчезнет, а потом, вполне вероятно, и вся страна.
Еженедельный мониторинг стоимости свинины в живом весе (на 17.11.2015)
Регион РФ Цена, руб./кг Изм. в руб.
Курская область 94.00 0,00
Белгородская область 93,0 0,00
Воронежская область 95.00 0,00
Пензенская область 98.00 0,00
Республика Мордовия 104,00 0,00
Республика Татарстан 105,00 0,00