## ## ####
Одной строкой:


IPO для АПК

Бизнес / Маркетинг  •  Опубликовано 22.02.2012  •  1235 просмотров
IPO для АПКДля большинства российских компаний выход на IPO уже давно не новость. Другое дело, если на размещение выходит предприятие агросектора. Такое событие и сегодня встретишь не часто: из 100 крупнейших публичных российских компаний только шесть представляют агробизнес, причем производству продуктов питания отношение имеет только компания «Черкизово Групп». О том, почему такая ситуация сложилась в отрасли и насколько этот выход оправдан для предприятий АПК, мы размышляли с экспертами и представителями бизнеса.

Россия, вперед


В 2006 году Россия оказалась на пятом месте в мире по количеству первичных размещений. На внутреннем и внешних рынках прошло 15 размещений, в результате которых было привлечено $16,7 млрд. Более 70 российских компаний заявили о готовности реализовать программу IPO в ближайшие два года. Правда, вскоре наступил кризис, так что многим начинаниям не суждено было сбыться. И хотя основная масса IPO по-прежнему принадлежит предприятиям сырьевого сектора, в АПК тоже имеется положительная тенденция. В новейшей истории уже есть примеры удачных размещений.

Так, в 2002 году ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» разместило на NYSE (Нью-Йоркская фондовая биржа) IPO по 18,5 доллара за бумагу и открыв биржевые торги по цене 21,5 процента за акцию. В 2005 году сибирская «Пава» (бывший АПК «Хлеб Алтая»), разместила на РТС и ММВБ 10% акций за $8 млн, 2006 год – «Разгуляй» разместил на ММВБ (Московской межбанковской валютной бирже) и РТС (Российская Торговая Система) 30 млн акций. В ходе IPO «Разгуляй» привлек $144 млн, продав инвесторам 23% от увеличенного уставного капитала.

Полученные средства было запланировано направить на приобретение новых мощностей и развитие собственного производства. В том же году на IPO вышло «Черкизово». Акции компании были размещены на Лондонской фондовой бирже, Московской фондовой бирже и РТС. В ходе сделки инвесторы получили 30,4% капитала, самой же компании размещение принесло $228,5 млн, а спрос на ценные бумаги превысил предложение в четыре раза.

Ближе к народу


Поворотным моментом в становлении современного сельского хозяйства, каким мы его видим сегодня, можно назвать 2006 год, когда был запущен нацпроект «Развитие АПК». До этого момента инвесторы в агропромышленный комплекс (АПК) шли редко и неохотно. Только после того, как стало понятно, что государство занялось сельхозсектором всерьез и надолго, в отрасль начали инвестировать. За четыре года структура рынка существенно изменилась, прежним осталось одно – финансовый вопрос.

Сегодня среди экспертов о привлекательности российского АПК нет единого мнения. «Помимо общемировой тенденции дефицита продовольствия, российский АПК имеет дополнительные источники инвестиционной привлекательности: низкая стоимость земли и резервы роста производительности до уровня европейских стран», – уверяет финансовый директор ОАО «Группа «Разгуляй» Андрей Поляков. Если отойти от теории, то следует отметить изменчивость мировых и национальных финансовых рынков. Кроме того, в сельском хозяйстве сильна зависимость от климатических факторов. Все это, несмотря на потенциальный интерес инвесторов к компаниям и акциям данного сектора, су- щественным образом снижает реальную привлекательность отрасли. АПК по-прежнему остается сектором, где идет работа с живым материалом, все это в целом делает развитие труднопредсказуемым.

С другой стороны, АПК – одна из самых стабильных сфер экономики, его отличительными особенностями являются возобновляемость ресурса, устойчивый и растущий мировой спрос. Кроме того, сельское хозяйство – одна из самых близких потребителю, а значит, и самых стабильных отраслей. Спрос на сельхозпродукцию «эластичен» к финансовым и инфляционным шокам, говорят эксперты. В период кризиса 2008 года, довольно сильно отразившегося практически на всех сферах российской экономики, АПК не только не «просел», но и продемонстрировал рост.

«На фоне динамичного роста экономик развивающихся стран АПК отличается высокой стабильностью и сохраняет значительный потенциал расширения. Вместе с тем на фоне общего спада на рынках интерес пока не реализовывается в полном объеме», – размышляет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Сектора, близкие к потребительскому, более гибко реагируют на изменения ситуации. Именно поэтому они «остаются на плаву» там, где другие отрасли испытывают спад. Сегодня в потребительском секторе достаточно интересных идей, что демонстрирует его готовность к изменениям, а в долгосрочной перспективе фирмы, ориентированные на внутренний спрос (который в ближайшее время будет поддерживаться и государственной политикой, которая все больше напоминает стимулирование «экономики потребления»), в условиях нестабильности общей конъюнктуры всегда выглядят привлекательно, рассказывает аналитик УК «Финам Менеджмент».

Впрочем, в отрасли есть и альтернативное мнение. «Необходимо учитывать, что мясо и продукты из мяса потребители причисляют к категории товаров, от которых они готовы отказаться в первую очередь. Это косвенно указывает на то, что у акций мясоперерабатывающих предприятий будет достаточно высокая бета (высокие риски). В связи с этим любые кризисные явления могут значительно хуже сказываться на предприятии, акции которого торгуются на бирже», – замечает первый заместитель исполнительного директора Группы компаний «ТАВР» Артур Давидьян.

В то же время, если говорить уже о рынке акций, там нет привязки стоимости ценной бумаги к отрасли, все определяется рейтингами и показателями, которые установлены по акциям предприятия. Финансисты, которые занимаются формированием портфелей акций, вообще редко изучают, как работает предприятие и насколько меняется его конкурентная среда. «Для портфельных управляющих предприятие – это всего лишь трехбуквенное обозначение названия предприятия в листинге биржи и рейтинги, присвоенные ему», – говорит Артур Давидьян.

В поисках эффективного предприятия

Вообще, тема публичных размещений для российских компаний довольно сложна. IPO не ограничивается расходами на подготовку размещения, но еще и дает нагрузку на корпоративную структуру, требуя от предприятия кардинальной перестройки структуры управления и методов ведения бизнеса.
Что же касается момента, когда предприятие начинает готовиться к выходу, то здесь практически нет незначимых моментов. Если на бирже не важно, в какой отрасли работает предприятие, то при выходе на IPO это вполне способно повлиять на стоимость размещения.

При согласовании цены акций учитывается практически все: развитие отрасли в целом, наличие конкурентов, состояние ее активов, квалификация менеджмента. Зачастую качество ведения бизнеса отечественных компаний довольно слабо соответствует и международным, и российским нормам. Непрозрачность бизнеса, долговая нагрузка также создают дополнительные трудности. Но, как замечают эксперты, для тех, кто все же смог пройти весь путь, эти моменты действительно не имеют никакого значения. «В целом подобные факторы не играют определяющей роли. Для тех компаний, которым удается решать эти проблемы, рынок IPO, несомненно, привлекателен, и их число увеличивается вместе с ростом доли АПК в мировом ВВП», – считает Максим Клягин.

Уже на стадии подготовки к выходу слабые игроки отсеиваются. К примеру, одной из стандартных процедур является создание консолидированной финансовой отчетности за три года. В условиях, когда огромная часть компаний использует «налоговую оптимизацию», уже только это может навсегда закрыть двери перед несостоявшимся эмитентом. Помимо этого, все процессы по подготовке к IPO жестко привязаны к срокам и требуют четкой командной работы, тогда как квалифицированными кадрами сегодня похвастаться могут совсем немногие. Кадровый вопрос в настоящее время является для отрасли едва ли не более важным, чем технологии и финансы.

Некоторые компании в таких случаях привлекают сторонний персонал, но этот момент при согласовании цены также будет учитываться и может быть истолкован как слабость команды, что однозначно скажется на снижении стоимости акции. То же самое касается и перспектив предприятия, его доли на рынке, основных конкурентов и состояния отрасли в целом. И здесь, даже если само предприятие полностью соответствует всем необходимым условиям, стоимость его акций может быть существенно снижена за счет общей непривлекательности отрасли. В России же, к сожалению, несмотря на довольно динамичное развитие некоторых отраслей АПК, его состояние в целом очень разное. На фоне огромного количества средних компаний можно встретить как действительно эффективные предприятия, так и компании, работающие на крайне низком уровне. «В России огромное количество неэффективных как частных, так и муниципальных птицефабрик, свинокомплексов и молочных ферм», – замечает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

Кроме того, перед выходом на IPO предприятие должно иметь адекватный своему будущему статусу корпоративный бренд. Но, как показывает практика, масштабное производство всегда сопряжено с воздействием на экологию. Отсутствие очистных сооружений, несоответствие санитарным нормам на производстве, невыполнение регламента утилизации отходов – это далеко не полный перечень нарушений, и все они существенно влияют на имидж предприятия.

Более того, работа сегодняшних неэффективных компаний создает трудности внутри отрасли (пример – недавнее развитие ситуации с АЧС). На сегодняшний день даже в таких эффективных отраслях мясного рынка, как птицеводство и свиноводство, существуют предприятия, которые без государственной помощи просто не смогли бы существовать. Те же самые проблемы плюс незаинтересованность в получении прибыли можно увидеть на примере ведомственных предприятий. «К сожалению, значительное количество хозяйств развивается, только рассчитывая на государственную поддержку. Роль господдержки невозможно переоценить, но сотни предприятий отрасли именно по причине масштабной государственной поддержки и не думают становиться эффективными», – говорит Сергей Юшин.

Об анализе плюсов, минусов, рисков и целей публичности читайте в журнале «PG»
Николай Немчинов
Еженедельный мониторинг стоимости свинины в живом весе (на 17.11.2015)
Регион РФ Цена, руб./кг Изм. в руб.
Курская область 94.00 0,00
Белгородская область 93,0 0,00
Воронежская область 95.00 0,00
Пензенская область 98.00 0,00
Республика Мордовия 104,00 0,00
Республика Татарстан 105,00 0,00